"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

18 июня 2018

ОБРАЗОВАНИЕ в Кировской области области: с 1990-х и до наших дней

Кризис 90-х отразился не только на тех, кто встретил его в сознательном возрасте, но и на подрастающем поколении. В новом материале из цикла «Кировская область: с 1990-х и до наших дней» «Источник новостей» затрагивает тему образования.

 

Школа выживания

Пустующие школы, учителя, вышедшие на пикеты на площади, школьники, которые вместо занятий сидят на работе у родителей... Забастовка педагогов Кировской области в 1996 году была криком отчаяния – голодающие преподаватели месяцами не получали зарплату. Вот, что пишут газеты того времени...

o Чаша терпения               переполнена
Забастовки такого масштаба город не знал, пожалуй, с 1917 года. Не работают 65 из 70 общеобразовательных школ города, 44 из 106 городских дошкольных учреждения, 3 УПК, 3 ШРМ. С четверга к мероприятию присоединяются ещё 12 детских садов Нововятского района и несколько городских школ... Чешут ли головы по этому поводу в Москве, пока неизвестно. (27 ноября 1996, «Вятский наблюдатель»);
o «Сидим в дерьме»
5 декабря состоялась конференция забастовочных комитетов школ областного центра. Перед тем, как собрались забастовщики, директора школ вели разговор о поддержке требований бастующих... Пожалуй, самым эмоциональным было выступление директора 29-й школы-гимназии Александра Галицких (коллектив его школы до сих пор воздерживался от забастовочных действий, но с 9 декабря решил присоединиться к бастующим). «Все мы сидим сегодня в дерьме, и сами в этом виноваты, – сказал он. – Даже в этом зале до сих пор висит плакат: «В подвижничестве учителя – будущее нации». А надо бы: «В оплаченной работе учителя – будущее нации».
Особую озабоченность директорского корпуса вызывает то, что недофинансирование школ делает учёбу в них буквально опасной для жизни и здоровья учащихся: во многих школах нет даже медикаментов и элементарных моющих средств (6 декабря 1996, «Вятский наблюдатель»);
o Вместо зарплаты –         консервы
Забастовка работников образования, начавшаяся 26 ноября, продолжается уже четвертую неделю. Однако сдвигов в выполнении требований педагогов почти никаких не наблюдается. Разве что предложенные в счёт октябрьской зарплаты продуктовые наборы... «Но тогда кроме консервов положите нам туда ещё и зубную пасту, и дешёвый крем, ведь мы в большинстве своём – женщины...» – прозвучало в одном из выступлений. (20 декабря 1996, «Вятский наблюдатель»).

– У каждого, наверное, был свой способ выжить в этих условиях, – рассказывает директор школы         № 28, Заслуженный учитель России Николай Целищев, чьё начало руководящей деятельности пришлось как раз на 1991 год. – Кто-то затянул потуже пояс и уменьшил свои аппетиты, кто-то отдался полностью работе, стараясь не замечать бытовые сложности...    Но самым простым, конечно, было бросить то место, где не платили и найти то, где платят. Ушло очень много людей – людей, которые любили свою работу и могли            бы ещё много чего сделать в образовании.

С.Б. КУКЛИНА, учитель иностранных языков школы с. Воя, педагог с 35-летним стажем:
– В 90-е годы почти отсутствовало финансирование школ. Да, учебники школьникам тогда выдавали бесплатно. Но вот, например, обновить мебель в школе возможности не было. Зарплату задерживали по 3-4 месяца. Или выдавали вместо неё стиральный порошок, муку, люстры, посуду. Конечно, тогда не было компьютеров и Интернета. Но в этом можно найти плюс – ребята больше читали художественной литературы. Несмотря на все трудности 90-х годов учителя старались работать творчески, стремились разнообразить формы проведения уроков, чтобы дать учащимся прочные знания. В настоящее время в основе обучения лежит системно-деятельностный подход. Основная задача педагогов – формировать у учащихся универсальные учебные действия, которые им пригодятся при изучении всех предметов. А база для этого у нас сейчас есть.

 

Денег нет
Ситуация по ту сторону баррикад не обнадёживала. Властям Кировской области, не получившим в то время поддержки вышестоящих органов, оставалось лишь просить у педагогов терпения. Депутат Заксобрания Анатолий Чурин, возглавлявший органы управления образованием с конца 80-х вплоть до 2015 года, вспоминает, что так реагировать на кризис было «неимоверно тяжело»:
– Мы не предполагали тогда, что перебои с зарплатой продлятся восемь лет, и только в 2004 году учительству были выплачены последние долги. Все восемь лет вопросы зарплаты были на первом плане в работе департамента образования. Мы точно знали, в каких районах и даже школах складывается напряжённая обстановка. Постоянные выезды на места, встречи с педагогическими коллективами позволяли, насколько было возможно, не допускать открытого противостояния и остановок работы школ. Было неимоверно тяжело встречаться с учителями и просить их не бросать работу. И, сейчас, спустя много лет, я благодарен вятскому учительству за стойкость и преданность детям и своей профессии.

Детские сады закрылись
Как подчёркивает Анатолий Михайлович, 90-е годы в нашей области, как и везде, разразился демографический кризис.
– Его последствия, прежде всего, отразились на дошкольном образовании. Резкое сокращение рождаемости привело к тому, что из 1,5 тыс. детских садов работающих осталась одна треть. Область потеряла не только здания, без работы осталась почти половина специалистов дошкольных учреждений, – вспоминает Анатолий Чурин.

 

На пути к оздоровлению
Переломным годом в российском образовании, по мнению экспертов, стало начало 2000-х. Придя к власти, президент Владимир Путин призвал бизнесменов активно участвовать в отечественном образовании. Глава государства подчеркнул, что результативность реформы образования должна характеризоваться его качеством и доступностью.
Уже в 2001 году Правительство РФ выделило более 2 млрд. рублей на масштабную программу компьютеризации сельских школ России (в стране из 68 тыс. школ две трети –  сельские). Во все сельские школы в 2001 году впервые за последние годы были поставлены комплекты учебно-методической литературы. В 2000 году была значительно уменьшена задолженность по заработной плате учителям, а в 2001 году более половины субъектов Российской Федерации ввели собственные надбавки работникам образования. Правительство впервые стало считать образование главным ресурсом модернизации экономики. В бюджете на 2001 год образование стало самой крупной статьёй расходов, обогнав финансирование обороны. Впервые после долгого перерыва вузам стали выделять деньги на коммунальные платежи, компьютеры, библиотеки, учебное оборудование, капремонт и капстроительство.

 

Школы мечты
В последние четыре года системе образования, в том числе вопросам оснащённости и ремонту школ, стало уделяться более пристальное внимание. Начиная с 2014 года в 93 школах в Кировской области был проведён капитальный ремонт.
– Что касается нынешнего времени, то у нас прошёл капитальный ремонт, мы полностью оснащены всем современным оборудованием, поэтому мы можем себе позволить уже говорить о развитии, а не о существовании, – говорит директор школы № 28 Николай Целищев. – В 90-х школы просто не ремонтировались, так как не хватало денег – естественно, раз их не хватало даже на зарплату, на то, чтобы люди просто приходили и работали, ничего не было ни на развитие, ни на оснащение, ни на ремонт.
Кроме того, с 2014 года в регионе было построено 6 новых школ. Так, например, школу на 1000 учеников в кировском микрорайоне Зиновы, открытую 1 сентября 2017 года, благодаря современному оборудованию назвали «школой мечты». Это первая построенная в городе школа за 20 лет.
На её строительство потратили 593 млн. рублей (307 млн. рублей выделили из федерального бюджета, почти 216 млн. – из городских денег и 70 млн. – из областного бюджета). Ещё на 83 млн. рублей из городского бюджета закупили оборудование и мебель.

6 новых школ построено с 2014 года
215 школ отремонтировано в прошлом году
93 школы получили капитальный ремонт с 2013 по 2017 год
47 школ области получили статус опорных школ,
29 учреждений переданы в подчинение областным органам самоуправления
81 новый автобус поставлен школам Кировской области в 2016-2017 годах

В школе есть актовый зал на 396 мест, большой бассейн, спортзал площадью 700 кв. м, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная и игровая площадки. В каждом кабинете – интерактивный комплекс: проектор, интерактивная доска, две маркерные доски. У всех учителей есть компьютер с выходом в Интернет, ноутбук и нетбук.
Отметим, что это пилотный проект государства, по которому в регионе будут строить школы с новым оборудованием. Следующую такую откроют в Урванцево в этом году. А до 2020 года новые школы будут построены микрорайоне Чистые Пруды города Кирова (на 1000 мест), в Зуевке (на 825 мест), в Нолинске (на 500 мест). Также правительством области прорабатывается вопрос о строительстве в 2019 году школы в центральной части Кирова на 1200 мест.

Губернатор Кировской области Игорь Васильев:
– Образование тесно связано с развитием экономики региона. Человеческий капитал – может, не самое удачное выражение, но оно очень точно передаёт суть. Для Кировской области оно верно вдвойне, поскольку у нас другого капитала нет. Нет крупных запасов полезных ископаемых или курортного климата. Мы на людей рассчитываем и должны в них вкладывать. Сегодняшние школьники, принимая решение уехать из региона или остаться, решают не только свою судьбу, но и определяют будущее области. Мы не должны никого удерживать, однако обязаны создать все условия для получения качественного образования и гарантированного трудоустройства нашей молодёжи.

Новые детсады
Кроме того, к концу 2019 года в Кирове будут построены шесть новых детских садов.
– Они появятся в развивающихся районах Кирова: два в Чистых Прудах, по одному на улице Торфяной (микрорайон Озерки) и улице Энтузиастов (Урванцево). Также дошкольные учреждения будут построены в Нововятском районе и в микрорайоне «Ёлки-парк», – рассказывает зампред правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.
Таким образом, в городе будет создано 720 мест для детей в возрасте до 3 лет и не менее 720 мест для детей старше 3 лет.

Наука и вузы

Начиная с 2000-х годов ситуация стала кардинально меняться как в высшем образовании, так и науке. Многие ещё помнят, как после развала СССР финансирование науки было резко свёрнуто, зарплата учёных опустилась ниже уровня выживания. Ассигнования на гражданскую науку за 1990-1995 годы снизились в 4,4 раза. С учётом того, что безотлагательно требовалось финансировать поддержание материально-технической инфраструктуры науки (здания, энергия, коммунальные услуги), затраты на собственно продуктивную исследовательскую работу сократились примерно в 10 раз.
Положение было катастрофическим. Поскольку заниматься наукой в новой России стало практически невозможно не только рядовым, но и крупным учёным, началось массовое бегство заслуженных и наиболее способных молодых учёных за рубеж.
– В последние годы внимание власти к деятельности вузов существенно возросло, – отмечает ректор ВятГУ Валентин Пугач. – Возросла и поддержка. Каждая из программ господдержки сопровождается существенными суммами, обеспечивающими развитие вузов.
По словам собеседника, в последнее время произошло изменение отношения к качеству высшего образования. От «престижа вообще» к престижу качественного высшего образования. Реформы вузовской сети позволили абитуриентам делать выбор в пользу вузов, ведущих практикоориентированную подготовку, обеспечивающих выпускнику не только интересную учебу, но и возможность трудоустройства.
– Последнее десятилетие для университета это годы активного развития, – говорит Валентин Николаевич. – Университет за счёт конкурсных средств отремонтировал студенческие общежития, учебные корпуса, существенно обновлена материально-техническая база, закуплены новые компьютерные классы, для центра превосходства и центров компетенций приобретено новое лабораторное оборудование. Из последних примеров – открытие студенческих коворкингов в первом, четвёртом, шестом учебных корпусах в декабре 2017 года.

В помощь выпускникам
Власти Кировской области неоднократно подчёркивали, что образование – основа развития региона. Последние реформы в этой сфере направлены на решение двух основных задач – целевую подготовку кадров под фактические нужды экономики и сокращение оттока молодёжи из региона.
Для формирования областного заказа на новые кадры правительство Кировской области с 2017 года уплотнило работу с предприятиями и организациями. С целью точечного подбора рабочих мест в сентябре открылся Центр содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Сейчас сюда поступает вся информация о необходимых предприятиям специалистах, что позволяет организовывать для студентов практику и следить, чтобы выпускники нашли работу, которая отвечала бы областному заказу.

Создание опорных школ
В 2017 году был запущен федеральный проект по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления на уровень субъектов, и область выступила пилотным регионом по его реализации.
С 2018 года опорная школа формируется в каждом муниципалитете региона. Благодаря этому дети смогут получать знания дистанционно (с помощью Интернета), независимо от места проживания. Педагогам, работающим сразу в нескольких школах, будут предоставлены автомобили. Для обслуживания «мобильных» учителей и школьных автобусов будет создана единая транспортная служба. Всё это должно решить проблемы нехватки учителей, старения учительского корпуса, износа материально-технической базы, потребности в автобусах для подвоза учеников из небольших населённых пунктов.
По задумке властей опорные школы также должны стать районными центрами притяжения. Новые учреждения будут строиться с бассейнами, концертными и спортивными залами, школами искусств, кинотеатрами и общежитиями для детей из сельских поселений. Пока часть учеников будет учиться в первую смену, другие будут заниматься спортом и посещать различные кружки, и наоборот. Но главное – после завершения учебных часов культурные и социальные объекты будут открыты для посещения всех желающих: дошкольников, пенсионеров, молодых семей. Первый такой проект будет реализован на базе опорной школы в Нолинске.

 

А.Н. ВАСЕНИН, начальник Пижанского РУО с 1988 по 2017 г.:

– Положение образования района в 90-ые годы сейчас видится как кошмарный сон. Была разрушена вся система воспитания и образования, например, программы по истории и литературе менялись ежегодно, не было учебников. Учебные планы также были нестабильны, вводились новые предметы, а учебно-методического обеспечения ещё не было. Всё это вызывало нервозность и нестабильность в педагогических коллективах школ района. Особые сложности вызывало низкое материально-техническое обеспечение. Образовались полугодовые задолженности по зарплате работникам образования, огромные долги за электроэнергию, отопление, по налогам. Здания образовательных учреждений не ремонтировались более десяти лет. Нас спасало то, что большинство школ и детских садов были построены сравнительно недавно и находились в более-менее удовлетворительном состоянии.
Я благодарен работникам образования района, особенно педработникам, за то, что они в тех трудных условиях работали творчески, не допустили остановок в учебно-воспитательном процессе – забастовок, которые проходили в других районах области.
Чтобы как-то облегчить ситуацию, РУО много занималось обеспечением работников образования продуктами питания, одеждой, хозяйственными товарами в счёт заработной платы. Так как наличных денег в районе не хватало, то мы широко использовали товарообмен.
Переломным моментом в лучшую сторону стали годы начала двадцать первого столетия. В области стали реализовываться программы компьютеризации образования, обеспечения учебно-наглядными пособиями и оборудованием. До 2008 года школы были оснащены компьютерными классами, видеопроекторами, ксероксами и принтерами. Появился бесплатный Интернет и стопроцентное обеспечение учебниками.
Федеральная программа модернизации образования позволила обеспечить все школы современным спортивным инвентарём и интерактивным оборудованием, была капитально отремонтирована и оборудована средняя школа п. Пижанка. Внедрение современных технологий по энерго- и ресурсосбережению в районе позволило модернизировать все котельные и столовые, частично отремонтировать здания, привести их в безопасное состояние. В настоящее время школы отвечают всем требованиям безопасности: есть пожарная сигнализация, видеонаблюдение, охранная сигнализация и другие средства антитеррористичекой защищённости и пожарной безопасности.
Хотя некоторые учреждения образования в последнее время закрылись из-за отсутствия учащихся, доступность образования в районе обеспечивается в полном объёме благодаря ежедневному подвозу детей к школам современными автобусами и открытым при школе п. Пижанка интернатом.
За последние шесть лет заработная плата в учреждениях образования выросла почти в два раза.
Аналогичные положительные изменения произошли и в дошкольном, и в дополнителном образовании. Все учреждения прошли модернизацию и расширили возможности по оказанию услуг, отвечающих современным требованиям. В районе с 2014 года все дети с полутора лет обеспечены местами в дошкольных учреждениях. В 2014 году построен детский сад «Теремок», отвечающий современным требованиям, и спортзал-пристрой к детсаду «Сказка».


У вас недостаточно прав для комментирования.