"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

17 сентября 2019

Один день до старта

Лето-2014 для учеников, педагогов и чиновников завершается. До «дня икс» – 1 сентября – остался один день. Перед началом нового учебного года традиционное интервью с зам. главы администрации района, начальником РУО А.Н. ВАСЕНИНЫМ.

– Александр Николаевич, чем запомнится нынешняя подготовка школ к новому учебному году?
– Естественно, подготовить школы – непростая задача. Районной комиссией было проведено комплексное обследование зданий и сооружений ОУ, разработан план мероприятий и сделана заявка в департамент образования на сумму 5541 тыс. рублей. В результате из местного бюджета выделено 440 тыс. руб., из областного – на ремонт спортзала школы с. Воя 397,5 тыс. рублей. Проведён комплекс работ по огнезащитной обработке, зарядке огнетушителей, установке молниезащиты, текущий ремонт зданий школ, установлены четыре теплосчётчика.
К 1 августа были приняты 12 школ из 13. Особо хочется отметить руководителей и коллективы школ д. Второй Ластик, Ахманово, с. Воя, Казаково. Закончен начатый в 2012 году капремонт средней школы п. Пижанка на сумму 25 млн. руб., а также завершена реконструкция детских садов «Теремок» (23,4 млн. руб.) и «Сказка» (1 млн. 405 тыс. рублей).
Можно с уверенностью сказать, что во всех школах созданы условия для безопасного проведения учебно-воспитательного процесса.
– Важной составляющей готовности к новому учебному году является материально-техническая база. Как она изменилась?
– К лучшему, особенно за последние три года, но ещё не везде соответствует требованиям. Большие финансовые вливания произошли в рамках выполнения комплекса мер по модернизации системы общего образования 2011-2013 гг., в рамках которой 80% всех денежных средств выделено на развитие материальной базы школ с целью создания современных условий обучения, например, проведён не только капитальный ремонт средней школы п. Пижанка, но и приобретено оборудование: учебно-лабораторное, спортивное, компьютерное, медицинское, технологическое (для пище- блока), а также пополнены фонды школьных библиотек более чем на 1000 экземпляров, проведены мероприятия, направленные на энергосбережение. Причём приобретённое в рамках проекта учебно-лабораторное оборудование, учебные кабинеты должны в полной мере использоваться в учебной и внеурочной деятельности.
– Качество образования зависит и от комфортных условий для обучения и воспитания детей. А это и организация питания, медицинского обслуживания, удобный для детей и родителей график работы школы.
– Согласен, что организация питания в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья учащихся. В 2013 году была проведена диспансеризация детей в возрасте от 5 до 17 лет (814 человек). По результатам обследования 43% детей имеют первую группу здоровья, 52% – вторую и 5% – третью.
Для учащихся организовано двухразовое горячее питание во всех школах, кроме д. Пайгишево, где детям предоставлена возможность пообедать дома. Наблюдается положительная динамика по охвату горячим питанием – с 97,5% до 98%. На питание школьников 1-4 классов в прошлом году выделено из областного бюджета 233 тыс. руб., из местного – 600 тыс. рублей. Другой вопрос – качество приготовленной пищи. Из всех показателей удовлетворённости при соцопросе это самый низкий показатель как по дошкольному, так и по общему образованию. Важно знать, что рацион двухразового горячего питания должен обеспечить не менее 55% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии. Именно с этих позиций надо подходить к реализации утверждённого двухнедельного меню.
– Что касается графика работы, не увеличивается ли нагрузка на ученика при пятидневке?
– В районе все школы работают в режиме пятидневной рабочей недели. Согласен, что увеличивается дневная нагрузка на ученика. Поэтому расписание необходимо составлять в соответствии с требованиями СанПиНа. Недостаточно внимания уделяется и вопросу организации ежедневных динамических пауз. И уж совсем нельзя забывать, что суббота – это день, когда должны проходить общешкольные, в т.ч. и спортивные мероприятия.
– Современная школа – это школа, в которой используются компьютерные технологии, Интернет-ресурсы...
– В школах района насчитывается 356 компьютеров и ноутбуков. На один компьютер приходится трое обучающихся. Услуга Интернет стала привычной и необходимой в деятельности образовательных учреждений. В текущем году получен программный продукт «АВЕРС» для реализации в электронном виде муниципальной услуги «Электронная очередь в ДОУ» (зачислен 81 ребёнок), а также «Зачисление в ОУ» (102). Сегодня стала возможной работа в Интернете через защищённый канал в средней школе п. Пижанка, в основных школах д. Безводное, Павлово, а также в Ресурсном центре образования. С 1 сентября планируется ведение электронного журнала в средней школе п. Пижанка.
– Основной показатель эффективности работы школ – результаты освоения детьми программ общего образования. Каковы они?
– Государственную (итоговую) аттестацию за курс основной школы прошли 90 выпускников. По русскому языку успешно сдали 84, по математике – 82. Повторно пересдали русский язык двое, математику – 4. Четыре выпускника не получили аттестат об основном образовании, не набрав минимального количества баллов по обоим обязательным предметам.
К сдаче экзамена в форме ЕГЭ было допущено 44 человека. При сдаче экзамена по русскому языку у двоих наивысшее количество баллов –100, у троих – более 90, у троих – более 80. По математике шестеро выпускников получили более 70 баллов.
Аттестат о среднем образовании вручен 43 выпускникам, причём 9 из них награждены золотыми медалями федерального и регионального уровней, один – серебряной медалью регионального уровня. Это лучший результат за последние годы. Наиболее востребованными для сдачи предметами стали как в области, так и в округе обществознание, биология, история России, физика.
К сожалению, результаты ЕГЭ по району ниже областных, причём не только по обязательным предметам, но и по предметам по выбору. Стоит задуматься над тем, почему мы, имея 10 медалистов, получили самые низкие баллы. Считаю, что необходимо изменить подходы к формированию классов с углублённым изучением отдельных предметов, профильных классов. Целесообразно учитывать не только желание учеников обучаться по тому или иному профилю, но и ввести проведение входных диагностических работ, определяющих склонности детей.
Из 849 аттестованных учащихся обучается на «4» и «5» 441, или 51,9%, что выше окружного и областного показателей. Уровень обученности по району – 98,47%. Не допущено второгодничества в школах с. Воя, Казаково, д. Второй Ластик, Ахманово, Русская Шуйма, Пайгишево.
– Согласны ли Вы, что для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся на всех этапах школьного обучения?
– Воспитание – неотъемлемая составляющая образования. Приоритетными направлениями работы школ района являются: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, профориентационное, правовое, военно-патриотическое, эколого-краеведческое. В школах реализуются программы по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, программы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, программы по профилактике здорового образа жизни.
Особое место в становлении личности и профилактике негативных проявлений в подростковой среде занимают учреждения дополнительного образования детей. Сегодня допобразование рассматривается как неотъемлемая составная часть образовательного процесса. Им при школах в 2013-2014 учебном году было охвачено 86% ребят, в учреждениях допобразования – 51%. Положительные результаты развития системы допобразования, эффективность деятельности подтверждаются итогами участия детей в муниципальных, региональных и всероссийских, международных конкурсах и фестивалях, где ребята показывают высокий уровень достижений. Обучающиеся ДДЮТ в 2013-2014 учебном году участвовали в трёх федеральных (4 призёра), в 17 региональных (44), в 22 муниципальных (42) конкурсах.
ДЮСШ приняли участие в 25 стартах, в чемпионате и первенстве по лыжным гонкам в трёх турах, в «КЭС-баскете», в «Быстрой лыжне», где заняли второе место в областном туре. В Кубке юго-западной зоны Кировской области стали вторыми. Ежегодно спортшкола проводит спартакиаду, в ней участвовало 595 ребят. Правильно организованная система дополнительного образования представляет ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика.
– Какие проблемы сегодня есть у дошкольного образования?
– В районе сеть дошкольных образовательных учреждений представлена двумя детскими садами и дошкольными группами при 10 ОУ, одна из которых кратковременного пребывания. До- школьное образование получил 451 ребёнок от 1,5 до 7 лет. Охват дошкольными образовательными услугами составил 68% от количества детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, зарегистрированных на территории района. Дети из Русской Шуймы, Безводного, Мари-Ошаева, Павлова, не посещающие дошкольные учреждения, проходили подготовку в «Школах будущего первоклассника».
В 2013- 2014 учебном году в детские сады посёлка получили путёвки 100 человек, в общеобразовательные учреждения района – 29. В связи с пуском нового здания детсада «Теремок» ликвидирована очередь в детские сады посёлка. В сельских поселениях потребность в данных услугах удовлетворена полностью.
Приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья, физическое развитие. Показателем качественной работы – низкий уровень заболеваемости детей. Данная цифра за 2013 год составила 14 дней, что соответствует областному показателю и выше районного уровня 2012 года. Ниже районного уровень заболеваемости в Мари-Ошаеве, Безводном, Павлове, Втором Ластике, Казакове, в д/с «Сказка» и «Теремок».
Одним из показателей удовлетворённости родителей качеством дошкольного образования и работы учреждения с семьёй является посещаемость. Эта цифра в районе за 2013 год составила 77%. Хочется отметить целенаправленную работу руководителей и педагогов школ д. Второй Ластик, с. Воя, Казаково и д/с «Теремок».
На качество дошкольного образования оказывают существенное влияние профессионализм и образовательный уровень кадров. Воспитание и образование детей в дошкольных учреждениях осуществляют 46 педработников, из них 36 воспитателей. В среднем на одного воспитателя приходилось по 12 детей.
– А существует ли сегодня проблема нехватки учителей?
– В центре внимания – решение вопросов по привлечению молодых специалистов, стимулирование их труда. Так, в этом году мы чествуем одного молодого специалиста, приехавшего в район. В 2013 году один учитель получил служебное жильё и один – соцвыплату по ипотечному кредитованию. Эта работа остаётся актуальной и на следующие годы, так как каждый четвёртый педагог – пенсионного или предпенсионного возраста.
Говоря о кадрах, не могу обойти вопрос о зарплате педагогов. Она по общему образованию за 2013 год составила 19406 руб., по дошкольным организациям – 14513 руб., по учреждениям допобразования – 12884 рубля. На 2014 год должны быть выполнены следующие показатели по заработной плате: по школам – 23088 руб., по дошкольным учреждениям – 16500 руб., по учреждениям дополнительного образования – 14822 рубля.
– Александр Николаевич, традиционный вопрос – сохранение сети образовательных учреждений.
– Ежегодная убыль населения района объективно влияет на контингент обучающихся и сеть школ. Прошедший учебный год стал очередным этапом продуманной и взвешенной рационализации сети ОУ. Так, с согласия населения (проведён сельский сход) ликвидирована начальная школа с. Иж. В настоящее время сеть учреждений общего образования состоит из одной начальной, девяти основных, одной средней школ. Это позволяет изучать образовательные программы не только на базовом, но и на повышенном, углублённом и профильном уровне в средней школе п. Пижанки.
Деятельность всех ОУ лицензирована. Муниципальная система общего образования района предоставляла услуги на начало учебного года 948 гражданам.
Для перевозки 150 детей к месту обучения задействовано шесть автобусов, два из них оборудованы средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС и тахографами.
– Через день будет дан старт новому учебному году. Что пожелаете педагогам, ученикам и родителям?
– Уважаемые коллеги! Впереди новый учебный год. От того, как его начнёт коллектив, как он будет организован и настроен на работу, во многом зависит эффективность дальнейшей деятельности. Пусть новый учебный год станет годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед! Здоровья, профессионального роста, успехов! Ребятам – успешной учёбы, родителям – терпения, взаимопонимания. И всех с наступающим Днём знаний!


У вас недостаточно прав для комментирования.