"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

29 марта 2024

На крутом повороте

Случай, о котором хочу рассказать, произошёл с одним из моих приятелей, когда он был на преддипломной практике в одном из сплавных рейдов по Кировской области.
Весна в том году выдалась на радость дружная. Снег «гнало» прямо на глазах. Ещё утром плотбище едва заливало водой, а к вечеру плоты свободно плавали.
Андрей работал в бригаде сплотчиков. Собственно, работать студенту было необязательно, но когда он представился мастеру, то посоветовал:
– Если хочешь посмотреть настоящее дело, сходи в бригаду Фёдора Ивановича. Молодцы там подобрались что надо.
И вот Андрей у сплотчиков. Фёдор Иванович высокого роста, широкоплечий. Обветренное лицо, большие рабочие руки. Ему за пятьдесят, но выглядел значительно моложе. При знакомстве руки бригадир не подал. Посмотрел на Андрея и хриповатым голосом предостерёг:
– Ладно, возьму. Только смотри, лодырей мы не любим. Будешь филонить – в два счёта выгоню. Так-то вот, интеллигент.
Работы Андрей не боялся. Он никогда не был белоручкой. А с лесом знаком давно. Знал, что хлюпиков здесь не терпят. Физическая сила на сплаве многое значит. Ещё в техникуме Андрей готовил себя. Занимался спортом, особенно увлекался гирями. Сейчас это пригодилось. Бывало, старые сплавщики вдвоём едва управлялись с намокшим деревом, а он один укладывал в штабель.
Пошли вторые сутки с тех пор, как Андрей находился на плоту. В команде из двенадцати человек были те, которых он не знал. Работы немного. Вода большая и опасность сесть на мель не угрожала. Лишь изредка на поворотах то поднимали, то опускали плоты, чтобы древесину не «выжало» на берег. Ровный плёс – отдыхай, а на повороте прозеваешь – авария будет. Целый день не было ничего примечательного, и когда неожиданно в плот уткнулась лодка, все оживились.
– Здравствуйте, – весело сказал парень в клеёнчатом плаще, – к сестре вот пробираюсь (тут он назвал деревню). Дороги развезло, на лодке решил. А тут как раз вы плывёте, дай, думаю, пристану. С людьми-то веселее и время пойдёт незаметно.
Подсев поближе к столу, зевая, спросил:
– В дурака играете? Может, в компанию возьмёте? Только я в «очко» больше люблю. Может, попробуем «по маленькой», а?
Парень вытянул из кармана горсть серебряных монет.
Однообразная игра наскучила. Несколько человек полезли за мелочью.
– А что это за карты, – и парень вытянул новую колоду.
Постепенно ставки росли. Сумма становилась всё больше. Теперь она исчислялась рублями и переваливала уже за десять. Парень, проигрывая вначале, теперь всё чаще «срывал» банк. Круг игроков поредел и большинство, видя, что им не везёт, сидели в роли зрителей.
Участвовали трое. Самое удивительное было то, что среди играющих оказался Степан, пожилой, слывший человеком прижимистым. В дороге, в основном, на чай «нажимал». Сейчас он был при деньгах. Накануне выдали зарплату, и положить на сберкнижку их не успел.
Он давно уже проиграл немало своих денег и, желая вернуть их, рисковал, делал большие ставки и неизменно терпел неудачу. Вот ещё ставка. Степан поставил на кон последние десять рублей. Пальцы его дрожали, на лице выступили капельки пота. Парень выиграл и на этот раз, но Степану бросилось в глаза, как раздавая карты, тот едва заметно водил по ним пальцами, словно что-то нащупывал.
– Сволочь! – каким-то неестественным голосом вскричал он. – Мухлюешь! Карты с наколкой... Трудовые рубли обираешь. Давай деньги назад, удавлю, собаку!..
Он бросился к парню.
Тот быстро вскочил, отступил в угол избушки. В руках блеснул нож.
– Не подходи! – выкрикнул он.
Сплавщики с угрожающим видом начали обступать парня. Андрей, отбросив книгу, мгновенно оказался рядом. Удар ногой по ножу был сильным и неожиданным. Плохо пришлось бы тому, но помог случай. Увлечённые игрой, сплавщики не заметили впереди крутого поворота. Река поворачивала почти под прямым углом. И вот сейчас половина плота напирала на берег. Плавучая изба вдруг затрещала, стены перекосились, все выскочили наружу.
Огромная масса плота «лезла» на берег, стирая на своём пути всё. Толстые деревья ломались, словно спички, прибрежные кусты выдирало с корнем, будто бечёвки, рвались металлические тросы, сломанные брёвна вставали торчмя.
...Двое суток без отдыха трудилась команда, приводя в порядок плот. О случае забыли, а парень вместе с другими сковывал брёвна, увязывал в пучки.
На третий день плот отчалил, а ещё через двое суток благополучно прибыл к месту назначения.
Деньги парень вернул. Когда сходил, сплавщики не смотрели на него. Каждый делал вид, будто занят чем-то особенно важным. Так и ушёл он, оставшись неизвестным.


У вас недостаточно прав для комментирования.