"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

С любовью к малой родине

В.В. Унженин.В Областном Доме народного творчества прошла персональная выставка живописи «Земли моей песни» В.В. Унженина, посвящённая его 70-летнему юбилею.

Владимир Васильевич – личность многогранная, он не только художник, но и учитель, общественный деятель, трудолюбивый, скромный, беззаветно любящий свою малую родину человек.
Владимир Васильевич родился 20 августа 1944 года в деревне Тараканово Пижанского района, был третьим ребёнком в семье потомственных крестьян Василия Ильича и Устиньи Кирилловны. Отец, имея начальное образование, работал учителем в деревне Питибаево. Во время войны был призван в трудовую армию и направлен в Сталинградскую область. В 1943 году был контужен, вскоре его демобилизовали. Родители учили детей трудиться, жить честно.
В 1951 году Владимир пошёл в первый класс Мари-Ошаевской семилетней школы. В 1958 году поступил в 8 класс Пижанской средней школы. Жизнь в деревне была тяжёлой, работали в колхозе без выходных за трудодни. В то голодное время ему пришлось податься на заработки, стать гонщиком скота. Гнать стадо в двести голов приходилось от Пижанки до Кирова (180 км) по старому Советскому тракту в течение сорока дней под открытым небом и в дождь, и в зной.
В 1961 году Унженин начинает трудиться в колхозе «Память Куйбышева» в качестве рядового плугаря. Через год, после прохождения курсов учителей начальных классов, работает учителем Кичмашевской начальной школы и поступает на заочное отделение физико-математического факультета Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. После его окончания Владимира Васильевича направили работать директором Южинской восьмилетней школы Медведевского района Республики Марий Эл. Отслужив два года в Советской армии, Унженин возвращается в Южинскую школу и продолжает работать директором. В 1974 году переезжает в Мари-Ошаево. С 1975 по 2014 год Владимир Васильевич – директор Мари-Ошаевской школы. В 1982 году под его руководством было выстроено современное здание учебного заведения.
Мариец по национальности, Владимир Васильевич стал инициатором преподавания родного языка в Мари-Ошаевской школе, которая стала своеобразным центром по изучению марийского языка, истории и культуры народа мари. Созданный этнографический уголок помогает глубже понять и уважать национальные традиции.
С 1987 по 1992 год Унженин укрепляет связь с различными учреждениями Республики Марий Эл: Институтом образования, Министерством образования и воспитания, Министерством культуры, демократическим общественным движением «Марий Ушем», Марийским государственным педагогическим институтом им. Н.К. Крупской и МарГУ. С 1993 по 1994 год Владимир Васильевич – директор Областного центра марийской культуры Кировской области. Работая в качестве его директора, он сумел организовать обучение учащихся марийскому языку в шести районах области: Пижанском, Яранском, Уржумском, Малмыжском, Кикнурском и Лебяжском. Как общественный деятель выступал в качестве делегата учредительной конференции «У вий» (1990 г.), I-IХ съездов «Марий Ушем» и Всемарийского совета в г. Йошкар-Оле, I, IV, V Всероссийских съездов финно-угорских народов в г. Ижевске (1992 г.) и в г. Саранске (2009, 2013 гг.), I и V Всемирных конгрессов финно-угорских народов в г. Сыктывкаре (1992 г.) и в г. Ханты-Мансийске (2008 г.). В 2009 году был избран членом Совета общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», стал председателем правления Кировского регионального отделения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» и заместителем председателя Совета марийцев Киров- ской области.
Несмотря на активную педагогическую и общественную деятельность, административную работу, Владимир Васильевич всегда находил время для творчества. Ещё в 1960-е годы он начал заниматься фотографией, а в 1978 году окончил Всесоюзный заочный университет искусств в г. Москве (отделение «Художественная фотография»).
В 1970-80 гг. Владимир Васильевич много путешествовал: круиз по Средиземному морю, пешие походы в горы Крыма, поездки в Китай, Болгарию, Турцию, Грецию, Италию, Испанию, Францию. Он всегда посещал музеи и картинные галереи, знакомился с огромным количеством шедевров мирового искусства. Тем острее он стал чувствовать красоту своей малой родины.
В зрелые годы Владимир Васильевич самостоятельно пробует себя в живописи. Детские, отроческие впечатления живут в его памяти до сих пор. Делать наброски, графические зарисовки будущий художник начал ещё в школе. Сельская жизнь, марийские праздники легли в основу его художественных произведений. Он пишет пейзажи, портреты, натюрморты, создаёт жанровые композиции, которые рассказывают о жизни народов мари. Художник использует звучные цветовые сочетания, насыщенные тона. Колористический строй живописных произведений больше тяготеет к декоративному решению. Мотивы пейзажных произведений: зелёные луга, лесные опушки, синие озёра, бескрайние поля, просёлочные дороги, извилистые речки, затерявшиеся среди дремучих лесов пижанские деревеньки.
В картине «Лунная ночь зимой» показана мощь и сила природы. Холодная зимняя ночь, погрузившаяся в тихий сон, снег, освещаемый луной, серебристый иней на деревьевях захватывают воображение. Ощущаешь тишину надвигающейся морозной ночи, когда жизнь на время как бы замирает, останавливается, ощущаешь крепость мороза и тяжесть свинцово-белых облаков так, что озноб пробегает по спине.
В картинах «Вдали Шандарка», «Зима в деревне Тараканово», «Вдали Мари-Ошаево» показана малая родина в зимнем украшении: огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. Деревянные домики, деревья, поля, покрытые пушистым снегом. Яркое солнце, бодрящий чистый воздух, переливы голубовато-фиолетового неба создают особенно радостные, волнующие чувства единения с природой.
В поисках вдохновения Владимир Васильевич обращается к легендам и преданиям марийского народа. В картине «Чумбулат» мы видим могучего богатыря. Простой трудолюбивый крестьянин, он, как все, в мирное время пахал землю, растил хлеб. А если нужно было защищать свою землю от врагов, был впереди всех, на белом коне, с острым мечом в руке.
В творчестве художника немало сюжетных композиций, которые рассказывают о жизни, труде, быте, праздниках и обрядах народа мари. В картине «Белые лебеди на сенокосе» показан труд сельчан. Колхозники готовились к сенокосу, как к празднику: выходили на работу в белом одеянии. В дань уважения к марийскому народу, их национальному костюму их прозвали «белыми лебедями». Белый цвет – особенность марийского костюма. Ему автор уделяет особое внимание в работах «Девушка в марийском платье», «Пряха». Очень красочна марийская свадебная одежда на картине «Свадьба в деревне Тараканово».
Юбилейная персональная выставка художника, Заслуженного работника культуры Республики Марий Эл Владимира Васильевича Унженина, как и предыдущие вернисажи, посвящена малой родине. Своим творчеством он учит любить, беречь и ценить родную землю, узнавать заповедные места, а узнав, запоминать навсегда.

В.В. Унженин участвует в художественных выставках с мая 1985 года. Первая была посвящена 40-летию Победы над фашистской Германией и прошла в школе д. Мари-Ошаево. Его работы выставлялись в Советске, Верхошижемье, Лебяжье, Вятских Полянах, Кирове, Чебоксарах, Ульяновске, Иванове, Йошкар-Оле, Москве. Нынешняя выставка – 55-я по счёту. На ней было представлено 36 работ.


У вас недостаточно прав для комментирования.