"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

Живой родник – живая память

Учащиеся 5 класса и классный руководитель А.И ЛОПТЕВА (д. Безводное)Веками, из поколения в поколение, людям передавалась любовь к живой природе, в том числе к родникам, которые всегда являлись основными источниками чистой питьевой воды и играли огромную роль в жизни человека. Они бьют из недр земли на радость людям, являясь источниками жизни, здоровья, бодрости и вдохновения.


Каждый из нас хотя бы раз пил родниковую воду. И я уверена, ничего вкуснее не пробовали. К сожалению, сегодня мы всё чаще употребляем водопроводную воду из скважин, а чистая ключевая вода отошла на второй план. Родники, оставшись без людского внимания и заботы, постепенно зарастают. А ведь мы в ответе за их состояние перед будущими поколениями.
Учащиеся 5 класса школы д. Безводное показали достойный пример бережного отношения к окружающей среде. Объект для исследования ими был выбран не случайно, это родник в окрестностях деревни Ерши. В знойный день к нему бегали ещё наши предки и пригоршнями пили прохладную чистую воду, снимали усталость в страдную пору, умывая лицо и руки, а в Крещение обливались и набирали воды впрок, так как она имела целебную силу. И сейчас родник всё так же журчит, всё так же манит живительной прохладой, чистотой и свежестью.


…По косогору земляника,
Родник под кручей меловой.
Танцуют солнечные блики,
Стрекозы кружат над водой.
Родник и прадедов, и дедов
Поил водою ключевой.
Кто в детстве здесь воды отведал,
Тот не забудет край родной.
Т. Котлярова.


Несколько лет назад этот ключ был обустроен учащимися школы. Пятиклассники решили продолжить начатое дело и взяли шефство над родником до конца своего обучения в школе, а потом передать его другим ученикам. Этот проект приобрёл масштабы общешкольного. Его участниками стали педагоги школы: классный руководитель А.И. Лоптева, учитель географии и биологии Н.П. Краева (руководитель проекта), учитель химии Г.А. Краснопёрова.
На первом этапе дети посетили сельскую библиотеку, где подробно изучили краеведческий материал по окрестным родникам, их местонахождению и познакомились с историей Ершовского ключа.
Большую помощь им оказала библиотекарь Н.А. Лаптева, которая не только предоставила имеющиеся материалы, но и поделилась с ребятами своими воспоминаниями об источниках воды Безводнинского сельского поселения. А Нина Павловна на уроке географии рассказала о роли родников в природе и познакомила юных экологов с приборами, которые были необходимы для дальнейших исследований.
На втором этапе ребята совершили экскурсию к природному источнику, определили, какой материал необходим для его благоустройства и какие виды работ они смогут выполнить самостоятельно. А также сделали забор проб воды. После этого они провели опрос жителей деревни Ерши. Оказалось, что они редко посещают родник, так как тропка заросла ивняком, но все единогласно согласились принять участие в обустройстве ключа весной следующего года.
Далее пятиклассники совместно с классным руководителем и руководителем проекта описали флору и фауну данной местности, убрали сухую траву и ветки, вычистили накопитель воды (после этого вода в ёмкость стала выталкиваться пульсирующей струйкой), выпилили лишние кусты и очистили тротуар от грязи и старой растительности. Затем положили доски, сменили сгнившую окантовку родника, немного углубили его русло. На внеурочной деятельности «Мы и мир» с Галиной Александровной Краснопёровой провели лабораторный анализ проб воды из источника. Она оказалась чистой, прозрачной, без цвета и запаха, без вредных примесей и пригодной для питья.
В заключение участники проекта составили паспорт родника (документ с цветными фотографиями источника, описанием геологических условий выхода на поверхность воды, её физических свойств, интенсивности использования родников, особенностей животного и растительного мира, прилегающей территории), обработали собранные материалы. Анна Ивановна помогла оформить содержание проекта и составить презентацию, с которой юные экологи выступили перед учащимися школы.
Мне кажется, что если человек придёт сюда за чистой родниковой водой и увидит благоустроенный, художественно оформленный родник, то на его душе станет гораздо теплее. Очень хочется возродить традицию заботы о родниках «всем миром», чтобы и взрослые, и дети относились бережно к природе и истории родного края. Берегите родники жизни!


У вас недостаточно прав для комментирования.