"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

29 марта 2024

Как пять веков назад: о мастере лицевого шитья Элеоноре Рябоконь

«Под ударами судьбы мы прозреваем», – произнесла мастер лицевого шитья Элеонора Рябоконь ключевую фразу в фильме режиссёра Марины Дохматской «Слети к нам, тихий вечер». 
Вышивать шелками она начала в 1990-х, хотя ещё в детстве мама Антонина учила её первым стежкам, стебельчатому шву. Семья жила на берегу широкой Волги в Ульяновске. В 1930-х годах деда – протоиерея Сергия Ивличева – сослали на север в свирские лагеря. В Поволжье начался голод, и бабушка Антонина Евграфовна с тремя детьми поехала к родственникам в Узбекистан. В 1935 году в Самарканде родилась Элеонора. Она училась в Москве и Фрунзе, в 19 лет вышла замуж за Сергея Рябоконя, родила дочку, потом пошли внуки, правнуки...

Элеонора Сергеевна – редкого обаяния женщина, филолог по образованию, журналист по профессии, собирательница уникальной библиотеки. Муж Сергей Антонович – знаток природы, ценитель слова, мастер фотокадра, по профессии геолог, оказавшийся беззащитным перед богатствами земли, облучённый ураном в геологоразведке. Сейчас его страдания уже прекратились, он живой в памяти близких. Жизнь Сергея была продлена пребыванием среди вятской природы и оберегами, вышитыми женой Элеонорой.
В начале 1990-х Сергей сам попросил жену вышить ему образ Спасителя. Чем вышить? Под рукой оказались девичьи ленточки, кусочки шёлковой ткани, которые можно распустить. Заготавливалось сразу несколько нитей разных цветов и оттенков с иголочкой, «набиралась палитра для живописи иглой». Тонкая шёлковая нить послушно укладывалась рукодельницей, даже если раньше использовалась в текстиле, а сейчас давала матовую, бархатистую поверхность.
Время появления лицевого шитья в творчестве Элеоноры Рябоконь совпало с периодом нищеты среди интеллигенции после новой революции 1992 года. Шить и выставлять иконы стало возможным в отличие от советских времён, но достать материалы, ту же золочёную нить, непросто, тем более в сельской местности.
В нашей истории на рубеже ХХ-ХХI веков в Вятке лицевым шитьём занимаются и женщины, и мужчины, чаще имеющие художественное образование. Рябоконь относится скорее к народной веточке в искусстве, не претендующей на профессионализм вышивки, на церковность шитья, но тем и особенно ценны такие самобытные работы. Что нравится самой, то женщина и вышивает, что друзьям дорого, то и ей. Вышитая ею композиция «Преображение» в 1994 году приобретена нынче в Преображенский монастырь игуменьей Софией. Сегодня активно изучается возрождение мастерских церковного шитья при духовных учебных заведениях, при женских монастырях, а также анализируется творчество отдельных мастериц. В монастыре Вятки пока возрождения мастерских не наблюдается.
Примерно такая же, как и пять веков назад, ситуация сложилась и в наше время. Редко кто шьёт только шелками. Находят сбыт вышивки золотыми нитями, бисером, стеклярусом, стразами, тесьмой и бахромой. У нашей вышивальщицы не то что лишних, необходимых средств нет, да и работает она в вятском селе, вдали от городских магазинов.
Рябоконь использует в своей работе технику и сюжеты церковного шитья, но является вполне самостоятельным мастером, вносящим свой вклад в процесс его возрождения и развития.
В начале 1990-х годов Элеонора Сергеевна применила все свои знания об иконописи, картинах, гравюрах русских и иностранных мастеров на библей- ские сюжеты. Первой домашней иконой стал образ «Спаса Нерукотворного». Волевой взор Христа спасает нас, посылая в жизнь на битву с немощами человече- скими. Точно так же суров образ грозного защитника Христовой веры Ильи Пророка в пустыне. В образе Богоматери выражено много достоинства и силы духа. «Троица» – композиция, созданная Рублёвым со славу Сергия Радонежского, известна многими повторениями в иконописи и шитье. Поражает, насколько точно воспроизводит вышивальщица силу рублёвского цвета, как она набрала нитями синий и пурпурный в одеяниях Христа, как показала в оттенках розового и голубого складки хитона ангела, представляющего Бога Отца.
Иногда Элеонора Сергеевна берётся за шитьё с чёрно-белого изображения и самостоятельно «расцвечивает» гравюру.
Стремление к благородству и изысканности цветовой гаммы наблюдается в шитье «Трубящий ангел», «Спас Нерукотворный», в торжественности и праздничности в «Святом Георгии», «Святом Андрее Первозванном» и «Чуде Георгия о Змие». Умение работать с многофигурной композицией проявилось в шитье «Лестница Якова», «О тебе радуется», «Успение Богоматери».
В Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых есть уже четыре иконы лицевого шитья Элеоноры Рябоконь. Одна из них – «Успение Богоматери» – включает множество лиц и фигур, в том числе и самого Христа в облаках, уже воспринявшего душу Богородицы. Радость – главное чувство, которое испытывает созерцающий эту вышитую икону.
Неистребимый оптимизм присущ народному прочтению двух других образов заступников – «Богоматерь Владимир- ская» и «Никола Чудотворец». В лике Богоматери кроется прекрасная печаль, в лике Николы живёт добрая улыбка.
Вышивальщица – сложившийся художник-интерпретатор со своей индивидуальностью и таковым остаётся в течение двадцати лет. Коломенский живописец Михаил Абакумов, бывавший в Вятке, директор художественного музея Алла Носкова, скульпторы Клара Коциенко и Владимир Бондарев и многие-многие другие считают Элеонору Сергеевну художником. Её исполнительское мастерство, духовное богатство и вдохновение творца несут добро и свет, хранят нас в чистоте.
Каждая выставка Элеоноры Рябоконь за эти двадцать лет – подарок городу, где бы она ни экспонировалась: в Вятке или Коломне, в Москве или в Пижанке.


У вас недостаточно прав для комментирования.