"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

Сила пера, слова и красоты

На фестивале СМИ.Если не мы, то кто?
Поезд Нижний Новгород – Адлер прибыл на станцию Россошь. Весёлые голоса торговцев фруктами и белорыбицей проникли в купейный вагон, в котором царила непривычная тишина.
Из вагона высадился один человек. Сопровождали его двое полицейских. И хоть пассажир приходился им коллегой, в разговор не вступал и послушно шёл в сторону отделения транспортной полиции. В назначенное время поезд тронулся, было слышно, как в одном из его купе попутчики обсуждали произошедшее: «Подумаешь выпили, так ведь отдыхать едем. Подумаешь, шумели, и так ведь все не ангелы. Если б не эти журналюги, никто бы в свидетели не пошёл, и Петро остался бы с нами!» Тут, наверное, самое время рассказать, что, сев в поезд, везущий в санаторий, бывшие полицейские (все офицеры) решили приятное событие отпраздновать, спиртное развязало им языки, и все другие пассажиры стали слушателями историй из их боевого прошлого. Чем дальше – тем истории рассказывались громче и сопровождались своеобразными комментариями. Упуская некоторые подробности, скажу, что проводнице пришлось много прибираться и воспитывать шумных пассажиров. Когда её терпение лопнуло, она вызвала полицейских. Те оказались в звании сержантов, и если бы не начальник поезда, с коллегами им бы не справиться. Для составления протокола нужны свидетели. Все пассажиры быстренько оказались в своих купе и закрыли двери. В свидетели пошли журналисты. Кто ещё?
Наш путь продолжался. Мы ехали в Сочи на фестиваль СМИ «Вся Россия-2013», чтобы в очередной раз сверить часы, поговорить о профессии, о грани между «журналистами» и «журналюгами», об активной жизненной позиции, которая помогает решать многие проблемы, и, наверное, от этого жизнь становится чуть-чуть лучше. Некоторые рассказывали о представителях власти, адекватно и серьёзно реагирующих на критику, другие, наоборот, о том, что чиновники по-прежнему «давят» и слышать никакой, даже конструктивной, критики не хотят. Мы участвовали в мастер-классах, слушали лекции признанных мэтров журналистики, обменивались опытом, спорили, какое слово сильнее – печатное, эфирное или виртуальное. Вновь и вновь поднимали тему профессиональной солидарности и честности перед читателем. И уж в которой раз – о том, что «районщики» не имеют ни права, ни возможности врать.
Более 800 человек со всей страны, практически из всех регионов России получили возможность задать вопросы зам. председателя Госдумы С. Железняку, мэру Сочи А. Пахомову, вице-президенту корпорации «Олимп-строй» О. Предеину, руководителю Роскомнадзора А. Жарову, президенту международной федерации журналистов Д. Бумеле, председателю СЖ России В. Богданову и многим другим.
Жизнь не стоит на месте. Почти все печатные издания имеют сайты или зарегистрированы в соцсетях. Там уже появляются не только фотографии, но и видео. Соавторами издания теперь могут стать даже люди, проживающие на другом конце планеты. В век скорости и информации это важно. Но никто пока не может заменить печатное издание, которое можно отложить и ещё раз перечитать, сделать пометку, вырезать, передать другому. Газетчики отвечают за каждое слово, да что там – за букву.

Независимость и одна буква
В один из дней выпала возможность побывать в Абхазии. Этот день, 30 сентября, в республике был праздничным – абхазцы отмечали 20-ю годовщину победы в грузино-абхазской войне. Маленькому государству на северо-восточном побережье Чёрного моря пришлось отстаивать свою независимость с оружием в руках. Его легитимность признана пятью государствами ООН. Большинством же стран самостоятельность Абхазии не признана. Огромную помощь оказала Россия, здесь особо трепетно относятся к Президенту РФ Владимиру Путину, с его именем связывают начало восстановления красивейшего края. 
Местные жители поделились легендой, согласно которой, в то время, когда всем народам Творец раздавал земли, абхазцы принимали гостей, и им ничего не досталось. Но когда Творец узнал причину опоздания, он дал им оставленный про запас райский уголок.
Там, действительно, райская красота: горы, реки, озёра, побережье моря, 3500 разновидностей растений (180 – деревья и кустарники), а 100 видов растений встречаются только здесь. Половина площадей – леса, а 10% – заповедники. «Страна души», – так переводится на русский язык «Абхазия». Тут все 67 народов говорят по-русски, да и денежной единицей является рубль. И как не знать русского языка, коль в основном здесь – туристы из России, а сама отрасль приносит 30% валового продукта, ещё 60% ВВП – от торговли. Добраться до столицы Абхазии можно на поезде Москва – Адлер – Сухум (чтобы не напоминать о Грузии, букву «и» из названия убрали). Но мы ехали на автобусе из Сочи и не на столицу смотреть, а на природу. Дорога до Гагр заняла часа два. Небольшая фотосессия у колонады – и в путь, на мыс Пицунда, известный не только санаториями, но и реликтовой пицундской сосной. Роща (именно так называют местные жители то, что мы бы назвали «бором») растянулась на 4 км вдоль побережья Чёрного моря на площади около 200 га, возраст отдельных деревьев достигает двухсот лет, иглы сосны длинные, до 12 см. А ещё здесь чтут эвкалипты, избавившие край от заболоченности и малярийных комаров (эвкалипт за сутки «выпивает» около 300 л воды).
Путь к замечательному озеру Рица лёг через «Медовый дворик». Мёд горных пчёл, бесподобное качество и вкус которого оценили даже те из нас, кто далёк от пчеловодства. Один показатель качества, который можно увидеть: в глубокую тарелку кладётся полная столовая ложка мёда, заливается половиной стакана воды (можно чуть больше) и встряхивается круговыми движениями. Постепенно мёд раскладывается сотами – правильными шестиугольниками!
Извилистую асфальтированную дорогу сопровождали быстрые и по случаю накануне дождливой погоды не очень чистые горные реки. Дорога эта была построена по указанию Сталина, поскольку понравилось ему сказочной красоты озеро Рица, и построил он себе там дачу. (Всего дач в Абхазии у вождя народов было пять, так хотелось ему отдыхать именно здесь!).
Кавказские горы то сходятся, то расходятся. Одно из мест остановки – знаменитый «Каменный мешок» – место съёмок многих кинофильмов. Название оправдывает себя: оглядываясь назад, видишь, что скалы как будто смыкаются за тобой. Ещё одно волнующее место – пропасть «Прощай, Родина!» Глядя вниз, почти не видишь дна. Гид рассказала, что название появилось после того, как сорвался в пропасть автомобиль с военными строителями и один юноша успел крикнуть: «Прощай, Родина!»...
Лёгкую грусть и страх развеяла прелесть Рицы, озера ледниково-тектонического происхождения на высоте 950 м над уровнем моря, в бассейне реки Бзыбь. Водное зеркало площадью в 1,27 кв. км окружают горы высотой до 3 тыс. м, на вершинах которых белеет снег. Цвет воды жёлто-зелёный, а глубокой осенью, рассказали нам, будет сине-голубым – так меняют его впадающие реки и мельчайшие водоросли. Средняя глубина озера – 63 м, наибольшая – 131, температура воды 10 градусов Цельсия, в августе прогревается и до 17, а замерзает лишь в очень суровые зимы.
Прощаемся с достопримечательностью Абхазии, пообедав в маленьком кафе (их здесь несколько, даже с открытым огнём есть), попробовав настоящий хачапури («лодочка» из теста, наполненная сыром).
Далее наш путь лежит к Новоафонскому монастырю, одному из святых мест. Строили его у подножия Афонской горы иноки монастыря Св. Пантелеимона из старого Афона в 1875 году. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. всё было разорено и разграблено, в 1880 г. началось восстановление, которое продолжалось 20 лет, содействие оказывал даже Александр III. Сейчас в обители шесть храмов, в центре Пантелеимоновский пятикупольный. В нём находится частица мощей святого исцелителя. Подняться в монастырь можно по тропе грешников, длина которой 500 м, или по объездной дороге на автомашине. Мы выбрали первый путь. Поставив свечи и приложившись к мощам, спускаемся вниз и на автобусе продолжаем свой путь к Новоафонской пещере.
Вход в пещеру был найден в 1961 году Г. Смыром (в честь его назван один из 11 залов), с 1975 году под землёй проводятся экскурсии. Одна из достопримечательностей – озеро Анатолия, площадь его зеркала – 1000 кв. м, глубина – 26 м, температура воды – 10 градусов. Недалеко от него Голубое озеро. Мосты, дорожки ведут в глубь гор, хвастающихся красивыми геликтами – натечно-капельными образованиями, каменным «водопадом» Асны (высота застывших плит – 20 м, ширина – 8). Во время сильных дождей вода попадала в некоторые залы, поэтому пришлось сделать водоотводные системы. И сколько ни красиво подземелье, хочется на землю. Невольно думаешь о строителях, делавших здесь переправы и долбивших в камне дорожки. Из пещеры четыре выхода, три из них – искусственные. Садимся в мини-поезд – и вот она, воля!
А на воле уже смеркается. Пора домой, в Россию. Кстати, через пограничный контроль и туда, и обратно обошлось без очереди, таможня после тщательного досмотра и проверки паспортов дала «добро». А вот без приключений не обошлось. В Гаграх сломался автобус, и пока везли и устанавливали новый насос, шутили, что у нас «осенний вечер в Гаграх», в городе погас свет. Оказалось, на высоковольтную линию упало дерево, сработала автоматика. Но мы почему-то говорили не о нас, находящихся в сломавшемся автобусе за границей, а о местных жителях, национальный праздник которых был подпорчен отсутствием электричества. Водитель, чтобы мы не запаниковали, сказал, что до места дегустации местных вин не дотянули километров двадцать, а то бы ждать конца ремонта было веселей. Но зато вина пробовали мы при свечах. Такая вот вынужденная романтика.
И как бы ни была красива, загадочна и щедра гостеприимная Абхазия, но вернуться на территорию России мы были несказанно рады.


У вас недостаточно прав для комментирования.