"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

Деревня Третий Ластик

2013 год.Я люблю свою малую родину, мне интересна её история, меня интересуют судьбы земляков. К счастью, в Ластике много прекрасных тружеников, интересных людей, которые готовы прийти на помощь. Многие делятся семейными фотографиями, документами, в их числе Н.М. Мичанина, Т.Г. Янактаева, А.И. Ошаев. 
Представляю материал по истории деревни Третий Ластик, собранный Алексеем Ивановичем Ошаевым. Сразу хочу сказать: это не архивные данные. Материал составлен со слов старожилов. Может, кто-то обнаружит неточности, наверняка, найдётся тот, кто располагает какими-то дополнительными сведениями – тех и других я приглашаю в Ластинскую библиотеку для уточнения и пополнения летописи деревни, так как сбор информации продолжается.

Раньше деревня, как и сейчас, состояла из двух улиц. Кто первым переселился в эти места, неизвестно. Известно, что здесь проживало шесть больших родов: Ларионовых, Самсоновых, по два рода Ошаевых (один из которых произошёл от Еремея, другой – от Ани) и Шаманаевых. Деревня считалась зажиточной, раскулаченных семей было довольно много. В 1929-30 гг. на раскулаченных подворьях создавались общественные фермы.
Спиридону Романовичу Ошаеву, например, власти оставили только жилой дом с чуланом. Все строения остались на месте, но хозяину уже не принадлежали, там разводили общественных свиней. После раскулачивания Спиридон вместе с родителями находился под следствием и был вывезен из родной деревни, дома осталась только жена. Из стройматериалов, принадлежащих ему, построено здание почты в д. Второй Ластик.
Петру Арсентьевичу Кардакову также был оставлен только дом. В его ограде обрабатывали лён.
Во дворе раскулаченного Семёна Тихоновича Шаманаева держали колхозных овец, а в хлевах Василия Тимофеевича Шаманаева – колхозных коров.
Не избежал жестокой участи и Поликарп Кузьмич Ларионов. У него были очень большие и крепкие постройки, там стали показывать кино для деревенских жителей.
У Тимофея Михайловича Ошаева при раскулачивании конфисковали лошадей и несколько хлевов из рубленого леса.
Имущество Афанасия Константиновича Ошаева свезли для общего пользования.
Иван Васильевич Самсонов после раскулачивания тоже остался без ничего.
Немного поработав в таких условиях, вновь образованные колхозы стали получать небольшую прибыль и начали строить новые здания. ПервКолхозники. Начало 1960-х годов.оначально построили конюшню. В ней содержали около 20 лошадей, конфискованных у богатеев. Первыми конюхами были Поликарп Кузьмич Ларионов, Тимофей Михайлович Ошаев, Василий Иванович Степанов, Фёдор Иванович Иванов. Позднее построили коровник, где трудились четыре доярки. Рядом с фермой возвели здание для приёма молока. Там же сбивали масло для реализации его в город, а пахту (жидкий продукт, остающийся после сбивания масла) раздавали колхозникам. В этом же здании проживали те, у кого не было своих домов (они числились сторожами). 
Позднее были построены зерновые склады на высотке (в настоящее время там расположены фермы). Через некоторое время их разломали и заново построили за деревней, вдоль дороги на Евсиково. Рядом возвели сушилку для зерна. Другая, более усовершенствованная, сетчатая, была построена у довольно глубокого пруда. Для дальнейшего разведения лошадей в колхоз купили двух племенных жеребцов. Для них в середине деревни построили конюшню. Этих коней не использовали на сельхозработах, в основном их запрягали для поездок председателя, для перевозки больных и жениха с невестой на свадьбе.
В березнике, который третьеластинцы называли Крикуэр, был построен птичник-мазанка. Там работали Пётр Тихонович и его жена Вера Яковлевна Брусовы. Яйца реализовывались в город. Но повадившиеся хорьки и лисы уничтожили почти всех птиц, в итоге птичник закрыли.
Григорий Данилович Ларионов добровольно сдал всё имущество колхозу и вступил в партию. Он стал первым председателем Ластинского сельского совета и проработал на этой должности с 1919 по 1927 год.
В 50-е годы в середине деревни, у моста, был построен склад. В одной половине хранили зерно, в другой – муку для нужд колхозников. Через дорогу построили пожарный сарай, приобрели специальный инвентарь: телегу с приделанным ручным насосом, багор, лопаты, вёдра, сбрую для лошади. Постоянно дежурили ездовые (так называли тех, кто работал на лошади и в случае пожара должен был сразу же запрячь лошадей и выехать на место пожара).
На площадке в центре деревни проходили колхозные собрания, встречи с представителями района. Молодёжь в свободное от работы время здесь пела, плясала, играла, отдыхала.



У вас недостаточно прав для комментирования.