"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 апреля 2024

Оглянись, здесь когда-то деревня жила

На небе есть звёзды, которые горят долго-долго. Но есть и такие, которые вспыхивают и гаснут мгновенно, оставляя после себя только воспоминания. Со звёздами можно сравнить истории многих русских деревень. Одни живут сотни, даже тысячи лет, а другие совсем немного.

С карты Пижанского района давно исчезла деревня Высокополье (Пайдулиха) Ахмановского сельского совета. Здесь давно не раздаются голоса детишек, беззаботно бегающих по деревенским улочкам. Не видно коров, медленно возвращающихся с пастбища домой. Не перекликаются с утра пораньше петухи. Красивейшая местность заросла бурьяном и крапивой. Там, где раньше кипела жизнь, запустение и какая-то пугающая тишина. Но Высокополье осталось в памяти живших там когда-то людей, тех, кто считает его своей родиной.
А когда-то здесь жила деревня,
Было слышно пенье петуха,
Подрастали гибкие деревья,
И играла дудка пастуха.
Исчезает русская деревня,
От развалин жизни не спаслась.
И узнаешь только по деревьям,
Что твоя здесь бабка родилась.

Высокополье, как и другие населённые пункты района, имеет свою интересную историю. Деревенька была небольшая, но очень красивая. Её окружали бескрайние леса и поля, которые, поднимаясь вверх, находились на возвышенности. Именно поэтому деревня носит такое необычное название. Здесь располагалось около 30 дворов. Первыми поселенцами были крестьяне из Ахманова. На их долю выпали нелёгкие испытания: изнурительный труд, Октябрьская революция, гражданская, а затем Великая Отечественная война и послевоенная разруха.
До революции всё здесь принадлежало помещику Плетнёву. Его разжаловала императрица, выделила кусок земли и велела построить деревню. Построить-то он построил, а вот жить здесь не захотел. Назначил вместо себя приказчика и уехал в Казань. У него было 360 десятин леса, на которых трудились батраки. На полях от зари до темна не покладая рук работали крепостные крестьяне. В год они получали от 15 до 35 рублей. Наживался барин на податях с крепостных. А управляющий, где что заметит, сразу докладывает помещику. Тяжела доля крестьян: их усмирение было жестоким, за малейшее неповиновение избивали розгами.
Посреди деревни был большой пруд. На общем сходе мужчины решили пустить туда налимов. А тем, кто их ловил, давали штраф и запрет на рыбалку на целый год.
После отмены крепостного права стали развиваться крупные сельскохозяйственники. Поля пахали деревянными сохами, косулями, затем боронили. Семена рассеивали вручную из ситева. Убирали зерновые серпами. Выращивали также лён и картофель. В первые годы урожаи были плохие. Хлеб сушили в овинах и обмолачивали цепями. Молотили зерно зимой. Ветряные мельницы были только у частников. Многие держали большие хозяйства.
После Октябрьской революции зажиточных помещиков раскулачили. Местный мужик и его сыновья Антон и Василий стали собирать рабочие бригады. Началась коллективизация, объединившая жителей села в колхозы. Так, в 1931 году был создан колхоз «Высокопольский», который постепенно развивался. Жизнь в деревне шла своим чередом, и никто не догадывался о надвигавшейся беде. Но она пришла. 22 июня 1941 года страшная весть разнеслась: ВОЙНА! Она принесла с собой гибель и смертельную усталость, ни с чем не сравнимые тяготы и жертвы, разруху.
Люди сумели оправиться после военного лихолетья. В1953-м все колхозы, которые существовали на территории Ахмановского сельского совета, объединились в один под названием «Большевик». Спустя 7 лет «Большевик» объединился с колхозами «Память Ленина» и «1 мая» и стал называться «Память Ленина». В 1966 году бывший «Большевик» вышел из состава колхоза «Память Ленина» и был назван «Ахмановский», председателем которого стал Н.В. Попов.
Вот так отшумела многими событиями жизнь высокопольских крестьян. На смену старикам приходили их дети и внуки, бравшие на свои плечи нелёгкую ношу крестьянского труда.
К сожалению, деревня Высокополье давно ушла в прошлое. Пусть нам не под силу вернуть её на карту района, но она останется в памяти тех, чьи предки считали её своей родиной.


У вас недостаточно прав для комментирования.