"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

29 марта 2024

КАК Я НА ФАШИСТЕ ВОДУ ВОЗИЛ

1 сентября 1942 года. Я готовился пойти в Нагушинскую школу. Тогда был установлен девятилетний возраст поступления в школу и меня не взяли. Детей в близлежащих деревнях было много, школа просто не могла принять всех желающих учиться. Учителей из четверых осталось двое: Юлия Дмитриевна и Капитолина Михайловна. Они работали со сдвоенными классами: первым – третьим, вторым – четвёртым. Александра Николаевна по возрасту и состоянию здоровья не могла преподавать, она только заведовала школой.

Так в восемь лет я стал колхозником. Возил из родника воду на ферму. Сначала на лошади, пока её не взяли на фронт (лошади в то время тоже были военнообязанными), потом мне дали быка. Он оказался очень бодливым, ему даже кличку дали – Фашист. Боялась его вся деревня, кроме мамы, работавшей на ферме и кормившей телят и этого быка. Маму он не бодал. Вот и поручили ей на Фашисте возить воду. 
Я ходил на ферму помогать маме. Однажды под её присмотром я пошёл поить быка. Открыл дверку стойла, поставил ведро с пойлом. Бык всё выпил. Я решил поить его каждый день, так как он меня не бодал. Так я приручил животное и стал выводить его из стойла. Потом мы с мамой запрягли его в сани, на которых была укреплена 500-литровая бочка, и я поехал за водой. Всё обошлось благополучно, воду мы с быком привезли. Правда, полбочки – столько мама разрешила.
Один раз я решил налить целую. Бык довёз бочку до подъёма (родник находился в елшиннике под горой) и дальше не захотел везти – лёг на дорогу. Я дал ему отдохнуть, но и после этого он не хотел трогаться. Тогда я стегнул его два раза кнутом. Бык рассердился, сломал оглобли, разлил воду и в сломанной упряжи убежал на ферму. Испуганные мама и скотницы пошли искать меня, а я в то время уже пришёл к бригадиру Марии и со слезами на глазах сказал ей, что на Фашисте больше возить воду не буду.
Тогда мне дали старую клячу, которая и полбочки не могла довезти. За водой мне приходилось ездить три раза в день.
Через некоторое время я с ведром пойла снова пошёл к быку. Он всё выпил. Отношения с ним наладились. И опять мы с Фашистом стали возить воду с родника на ферму.
Так была прожита ещё одна военная зима.


У вас недостаточно прав для комментирования.