"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

16 апреля 2024

ЧУРИНО

фото автораСчитается, что необоснованного названия населённых пунктов не бывает. Встречается много названий, которые обязаны фамилиям людей или прозвищам крестьян, селившихся на свободных землях, роду их занятий. Либо название привязано к месту расположения деревни, ландшафту. Часто названия деревень созвучны рекам, на берегах которых они расположены. Но деревня Чурино под эти правила не подходит. Речка здесь называется Иж, жителей по фамилии Чурины тоже нет. И никто из ныне живущих таковых не помнит: были Бабушкины, Тетерины (тоже, кстати, несвойственные для сретенской стороны фамилии). Деревни с таким названием есть в Татарии, Мордовии, Чувашии, Марий Эл. Вероятно, деревне Чурино очень много лет, и основана она была ещё во времена проживания на этих территориях народа мари (ведь и с. Сретенское раньше называлось Ижмаринск).
Чурино никогда большой деревней не было. По словам живущих здесь Поздеевых и Лежниных, было в деревне семь домов, расположенных по одной стороне. Здесь и сейчас семь домов, но жилых только четыре.
Чурино было и остаётся , как бы сказали в городе, «спальным районом». Немногочисленное население работало на центральной усадьбе колхоза им. Кирова в с. Сретенское и на Лежнятской ферме. Дети учились в Сретенской школе, на ФАП, в Дом культуры и магазин тоже ходили в село. Нет и не было в деревне водопровода, воду здесь берут из колодцев. Не увидишь на лугу и деревенского стада: на подворье нет коров, здесь держат коз и овец.
Живёт в Чурино семь человек, но летом, как и в любой деревне, население увеличивается за счёт отпускников, внуков, приехавших на каникулы. Вот и я, побывавшая здесь в один из знойных дней лета, встретила приехавших погостить на малую родину к Анатолию Михайловичу Поздееву его братьев Николая и Василия. С ними и Владимиром Ивановичем Лежниным, живущим в Чурино с 1959 года, укрывшись от палящего солнца в тени старого дерева, мы беседовали о прошлом и настоящем деревни.
Николай Михайлович уехал из родного дома ещё в юности. Сейчас живёт в Тюмени, пенсионер, не часто, но на малую родину приезжает. А Василий Михайлович в родные края наведывается раза три в год, его место жительства в Йошкар-Оле, он тоже на пенсии, работал в органах милиции и прокуратуре в Санчурском районе. Анатолий Михайлович работает механизатором в ООО «Сретенское» и, конечно же, дома его в страду не было. Гостями занималась его жена Галина Дмитриевна, работавшая до выхода на пенсию в хозяйстве бухгалтером. В колхозе всю жизнь трудился и В.И. Лежнин, его имя многие годы было в числе передовиков не только хозяйства, но и района. За труд награждён орденом Трудовой славы II и III степени. Его жена Нина Васильевна была помощником воспитателя в детском саду. Ещё один житель деревни, Василий Александрович Овчинников, хоть и на пенсии, но в страду помогает «Сретенскому». Из четырёх жилых домов один принадлежит семье Лоскутовых, Елена Александровна заведует Сретенским Домом культуры, а Александр Геннадьевич занимается пчёлами на своём подворье. Вот и всё население деревни!
Я с интересом слушала, как мужчины вспоминали годы детства и юности, проведённые здесь. В 60-е годы деревня была «многодетной», весёлой, шумной. В 80-е сюда приехали переселенцы из Душанбе, но не задержались надолго: работа в колхозе оказалась трудной, жизнь в деревне – непростой. Ни один из них не остался. Да и то сказать, это летом в Чурино рай: тишина, покой, раздолье. А приходит снежная зима, и расположенная всего-то в сотне метров от основной трассы на Сретенское деревня после метелей бывает оторвана от большого мира. И тогда берут жители в руки лопаты и разгребают дорогу до дамбы. Ведь даже в таких маленьких деревнях, как Чурино, жизнь не должна замирать и останавливаться.


У вас недостаточно прав для комментирования.