"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

Деревня Смородина

По воспоминаниям А.М. Христолюбова библиотекарь Пижанской библиотеки им. А.Ф. Краснопёрова С.А. Лоскутова записала информацию о ныне уже не существующей деревне Смородина, что находилась недалеко от райцентра.

Откуда пошло её название, никто не знает. Стояла она буквой Г вдоль ручья Смородинского. Конец деревни спускался к реке Иж и поворачивал в сторону д. Бутырки. Всего было около 30 дворов. Жители в основном носили фамилии Христолюбовы и Кочкины.
Как и во многих других сёлах, до Великой Отечественной войны в Смородине жили семьи, в которых воспитывалось от трёх до семи и более детей. Например, у Григория Тимофеевича и Анны Прокопьевны Христолюбовых было девять детей: Валентина, Василий, Лидия, Анна, Михаил, Александр, Владимир, Ираида и Леонид, а у супругов Василия Павловича и Екатерины Матвеевны Кочкиных семеро: Николай, Валентина, Анна, Нина, Лидия, Александр, Леонид.
В 30-е годы ребята посещали церковно-приходскую школу в Пижанке. Позднее в деревне открылась начальная школа в добротном тесовом доме раскулаченного и сосланного неизвестно куда предпринимателя, который продавал смородинцам керосин, продукты и фурнитуру. Обучали детей учителя Александра Никитьевна Кочкина и Анна Алексеевна Муравьёва.
В связи с коллективизацией три деревни – Смородина, Бутырки и Елькинур – объединили в колхоз им. Ворошилова. В 1945-47 гг. председателем был Михаил Никитьевич Христолюбов. В 1947-м его вместе со счетоводом Иваном Тимофеевичем Христолюбовым и кладовщиком арестовали за то, что они по «чёрной ведомости» выдали колхозникам зерно. Забирали их Пётр Михайлович Муравьёв и Пётр Николаевич Лоптев, последний работал в НКВД. Но, ко всеобщей радости, арестованных в том же году оправдали и выпустили на свободу.
На селе жили мастеровые люди. Наталия, жена Ивана Максимовича Кочкина, была портнихой, она обшивала всю деревню. Сергей Мокеров мог левой рукой нарисовать портрет человека. А Степан Архипович Толстобров с детства был глухонемым, но это ему не помешало стать хорошим кузнецом. Кузница стояла напротив его дома, на берегу ручья. Василий Дмитриевич Кочкин работал бригадиром, избирался депутатом и имел орден Красного Знамени. Жили в Смородине и приезжие – Удачины и Мокеровы.
В деревне возле дома деда Тихона был угор, носивший название «Тихонов». Ребятня на Пасху собиралась там, резвилась и катала яйца с холма.
К сожалению, сейчас этой деревни давно нет, но остались добрые воспоминания бывших жителей о своей малой родине.


У вас недостаточно прав для комментирования.