"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 апреля 2024

Христолюбово – деревня, которой уже нет

Христолюбовские девчата.Вдалеке от больших городов и дорог на берегу реки Кермеж стояла красивая, утопающая в зелени деревня Христолюбово, название которой созвучно со словами «Христа любить». Кажется, что именно здесь и берёт начало Русь, с речной гладью, отражающей берега, с плакучими ивами, с прекрасными рассветами и соловьиной трелью, с первыми криками петухов, с ромашковыми полями и таинственными лесами, в которых было очень много грибов и ягод.

Из истории деревни
Согласно переписи населения 1891 года, в д. Христолюбово Водозерской волости Пачезёровского общества было 24 хозяйства, в которых проживало 153 человека (70 мужчин и 83 женщины). Улица была большая, односторонняя. Жили довольно зажиточно, занимались земледелием и скотоводством. С.И. Христолюбов имел свою мельницу, молотилку и несколько лошадей.
В 1931 году был создан колхоз «Красноармеец», который в 1941-м переименовали в «18-ю Партконференцию». Хозяйство было передовым, стабильно развивалось. Основным занятием было хлебопашество, имелись молотильные сараи. Крестьяне распахивали землю на лошадях, а она щедро платила им за труд хорошим урожаем. Хлеб был на столе в каждом доме. Председательствовал В.А. Христолюбов. В конце 30-х годов колхоз стал участником сельхозвыставки в Москве.

Ах, война,
что ты сделала, подлая...

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушли 26 мужчин, из которых живыми вернулись только десять, и одна женщина. Вся тяжесть крестьян- ской работы легла на плечи женщин, стариков и детей. Они пахали землю, сеяли, убирали, обмолачивали хлеб вручную. Измученные женщины ежедневно ждали возвращения мужей с войны. Ждали даже те, кто уже получили похоронки, в надежде, что произошла чудовищная ошибка. Мой прадед Леонид Петрович Христолюбов ушёл на фронт, когда ему было 28 лет. Был тяжело ранен, долго лежал в госпитале. На своих плечах вынес с поля боя фронтового товарища-земляка С.Н. Сысоева, а сам попал в плен.

«Всё мне дорого здесь,
всё до боли знакомо...»

О том, как люди жили в послевоенные годы, чем занимались, я спросила у своей бабушки Нины Леонидовны Зверевой (Христолюбовой), уроженки д. Христолюбово. Вот что она рассказала:
–Дом наш стоял немного в стороне от речки и был третьим с краю. А через дорогу начинался лес. Тянулась вдаль извилистая лесная дорожка, по которой взрослые ездили на лошадях, а деревенские ребятишки гурьбой ходили в школу. В доме у окна стоял большой стол, сбоку диван, около русской печки небольшой шифоньер, а в углу тумбочка с телевизором, который родители купили в 60-е годы, когда я уже училась в школе. А первый телевизор приобрели наши соседи, Никанор и Татьяна. К ним-то и спешили все местные жители, чтобы посмотреть телепередачи. Взрослые сидели на диванах и табуретах, а детишки прямо на полу. Был и свой радиоузел, которым правил тогда А.И. Мациевский. Каждый день в пять часов вечера раздавалось по всей округе: «Внимание! Говорит местный радиоузел». Все садились и слушали новости про колхозную жизнь.
А уж как мы были рады, когда в доме появился свет! Мама мне тогда сказала: «Вот сейчас стало светло, и каждую пылинку будет видно». Водопровода не было, воду носили в вёдрах с колодца.
Мои родители держали большое подворье: корову, телёнка, поросят, овец и кур. А также была своя пасека. Отец работал пчеловодом на колхозной пасеке, что находилась в двух километрах от деревни. Ребятишки часто бегали к нему полакомиться мёдом со свежими огурцами. Это было вкусно – словно ели вовсе не огурцы, а настоящие арбузы.
С соседями всегда жили дружно, вместе радовались, вместе грустили. В отношениях чувствовалось уважение и взаимопонимание. Женщин звали по имени мужа, например, Нюра Лёниха, Маня Саниха, Лена Колиха. Одевались мы по-простому. Женская рабочая одежда состояла из юбки, фуфайки и резиновых сапог. Наряжались только по праздникам, обновки берегли до следующего раза. Платья раньше носили шерстяные или шёлковые. Летом часто бегали на Пижму купаться. Как было здорово и беззаботно!
Рабочий день в деревеньке начинался с рассветом, а заканчивался поздним вечером. Подростки трудились наравне со взрослыми на посевной, летом на сенокосе. С работы возвращались с песнями. Осенью опять горячая уборочная страда, все силы бросались на уборку хлеба.
Часто по деревне ходили нищие, стучались в каждый дом и просили милостыню. Каждый чем мог помогал, равнодушных людей не было.

Традиции и обычаи
Христолюбовцы – народ верующий. В каждой избе в переднем углу стояла икона. Детей возили крестить в церковь. Праздников в деревне ждали с нетерпением и всегда готовились заранее. Перед Пасхой соблюдали пост: ели парёнку, гороховицу, картофельницу, каши, варили кулагу. В доме нужно было везде промыть. Почти в каждой избе для малышей подвешивали качели. По старому преданию, в Пасху обязательно нужно было надеть обновку.
Самый любимый праздник деревен- ской детворы – Рождество Христово. Все ребятишки ходили колядовать. За весёлые песенки их всегда угощали сладостями. Вдоволь наевшись, бежали кататься на горку – кто на санках, кто на корытах.
На Святки девушкам и юношам позволялось гадать на валенках. А в день свадьбы, до приезда жениха, невеста угощала подружек и дарила всем на память по красной атласной ленте.
Осенью, когда все работы на полях были выполнены, собирались на посиделки. «Посидим рядком, да поговорим ладком», – вспоминает бабушка. А за разговорами и пряли, и вязали, и вышивали, и пели народные песни.
С того времени место, где когда-то красовалось Христолюбово, всё поросло мелколесьем – одним словом, деревня исчезла с лица земли. А какая она была красивая, сколько было раздолья вокруг! Из коренных жителей многие уже давно пенсионеры. Это были достойные труженики, колхозники. Они помнят малую родину, по возможности, стараются побывать в родных местах, чтобы вспомнить юность, вдохнуть полной грудью воздух, вспомнить былое, поклониться земле, на которой появился на свет, повзрослел, вышел в жизнь.


У вас недостаточно прав для комментирования.