"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

28 марта 2024

«Я – ВЯТСКИЙ», -

Анатолий Тороповс гордостью говорит о себе, прожив почти полвека на Урале, Анатолий ТОРОПОВ.

 

 

Малая родина… О том, какой необъяснимой силой обладает это понятие, каждый из нас в разный период своей жизни понимает по-своему. Кто-то всю жизнь живёт в своей родной деревне, селе, посёлке и твёрдо убеждён, что это самое лучшее место на земле, и лишь здесь можно быть поистине счастливым человеком. Другой, выпорхнув из родного гнезда, исколесив много дорог, повидав много всего, возвращаясь в отчий дом, понимает, о чём тосковала его душа, и наполняет её теплотой, которую может подарить только родина.
Так сложилась судьба, что двенадцатилетним мальчишкой Анатолий Торопов вместе со своей семьёй переехал из деревни Шигичата в город, но детские воспоминания яркой лентой остались в его памяти. Он родился в 1957 году. Время было непростое и для страны, и для людей. По деревням ходили голодные и нищие. Селяне жили скромно, опару ставили один раз в неделю, испечённые караваи делили на семь дней на всех членов семьи. Брать хлеб взаймы было не принято: все знали, что излишек этого главного продукта ни у кого нет. Но если вдруг всё-таки такая необходимость возникала, то отдавали только свежим хлебом.
Анатолий рос в семье средним, две сестры были старше его и младше – ещё одна сестра с братом. Однажды он почему-то остался дома один и поджидал, когда родители вернутся с работы. Мальчик увидел в окно, как по деревенской улице шли худые, плохо одетые два слепых мужчины и подросток. Даже сегодня Анатолий Васильевич помнит те чувства жалости и сострадания, которые он тогда испытал. Мальчишка отдал им последнюю краюху хлеба и огурцы с помидорами, что были приготовлены к ужину. Трудно сказать, что было потом больнее - затрещины отца или осознание того, что оставил семью голодной.
Анатолий рос очень любопытным мальчишкой, любил слушать рассказы стариков, с большим интересом изучал всё новое. В школу ходил с холщовой сумкой, учился всегда хорошо. Когда ему купили кирзовую сумку - это было настоящим праздником.
Деревенские ребятишки перед школой вставали рано: до уроков нужно было помочь матери на ферме. Анатолию поручали доить пять коров, также он наливал воду в колоды и рассыпал животным фураж. Этот труд был непростым и для взрослого, но дети справлялись. «И даже баловаться успевали, за что получали тумаки от родителей,» - улыбаясь, вспоминает Анатолий Торопов.
С фермы наперегонки бежали домой, мазали краюшку мёдом и отправлялись в Вою, жуя на ходу завтрак.  Учеников, что проживали в соседних деревнях, на первых уроках было заметно сразу. Уже много успевшие сделать с утра, они спокойно слушали учителя со слегка утомлённым видом. «А уже через 2-3 урока наша энергия била через край, и на физкультуре мы тоже были всегда первыми,» - рассказывает Анатолий Васильевич.
До сих пор он помнит школьную жизнь: мероприятия и соревнования, сборы и отчёты. С большим волнением ученик вступал в ряды октябрят. Как был горд, когда на его груди засверкала красная звёздочка! Именно засверкала, потому что у него она была настоящая, железная, перешедшая от однокашницы Риммы Тороповой, а не бумажная, как у одноклассников.
После уроков ребячья ватага спешила домой, на ходу устраивался футбол или другие состязания. А вечером дети вновь отправлялись на ферму, помогать взрослым. Были и промокшие ноги, и ледяные штаны, и разбитые коленки, но от всех хворей и болезней спасали баня, печка да травяной и ягодный чаи.  
Детская любознательность и непосредственность однажды привели мальчугана к большим неприятностям. Анатолий вместе с другом стащили из машины дяди спички и решили испечь картошку. Чтобы взрослые не увидели, придумали сделать это в сушилке, что стояла между мельницей и деревней. Что значит для хозяйства любой сельскохозяйственный объект, особенно в те годы, и объяснять не надо. Сушилка была покрыта соломой и вспыхнула моментально, потушить её не удалось. От сурового гнева и родительского ремня мальчишку спасла бабушка, у которой он и жил несколько дней после трагедии. А друга Анатолия отец лупил три дня. За детскую шалость родители выплачивали огромный по тем временам штраф - 30 рублей.
Так протекало деревенское детство Анатолия, пока в 1969 году его семья не переехала на Урал. В школе юноша учился успешно, его портрет ежегодно размещался на стенде «Отличники нашей школы». Окончив 8 классов, он поступил в медицинское училище, но, отучившись полтора года, понял, что ошибся с выбором, и перешёл в техническое среднее учебное заведение. Закончив его с красным дипломом, получил профессию токаря и продолжил обучение в Уральском политехническом институте.
В 1977 году молодого человека призвали в армию. Эти два года в его памяти оставили особый след, но делиться воспоминаниями о них он не любит. Служба проходила на таджикско-афганской границе. Демобилизовался военнослужащий с двумя медалями «За отличие» и орденом Красной Звезды.
Успешно закончив институт, он вновь становится студентом, но теперь уже строительного ВУЗа.
Всю свою трудовую деятельность Анатолий Васильевич посвятил работе на предприятии «Уралвагонзавод», занимающемся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. Пройдя путь от мастера участка, сегодня он начальник управления капитального строительства. Его профессиональная деятельность требует постоянных разъездов и командировок. «Я побывал во всех странах мира, за исключением Кубы и Австралии,» - говорит Торопов. Но своим взрослым дочерям и маленьким внукам он с огромной любовью рассказывает о своей родной деревне Щигичата -  небольшом уголке России, ставшим отправной точкой в его жизни. Именно здесь он научился не бояться трудностей, отдаваться без остатка работе, а отдыхать на всю широту души. Уроженец Шигичат прекрасно поёт, играет на гитаре и гармошке. А своё плохое настроение и путаные мысли он приводит в порядок на кухне, где с удовольствием готовит пельмени, плов, борщ, а иногда и пирожки.  
А ещё в свободное время Анатолий Васильевич изучает историю своей родины. Делает запросы в архивы, читает литературу. Он возглавил группу единомышленников, которая установила памятный камень и крест у околицы уже опустевшей деревни Шигичата. В его планах обустроить это место: выровнять площадку, поставить скамейки и колокол. А ещё написать книгу о своей деревеньке, где он заряжается добротой и жизненной энергией, его малой родине,  по которой так тоскует его душа.


У вас недостаточно прав для комментирования.