"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

22 октября 2021

Малая родина никогда не забывается

Счастлив тот, кто имеет возможность вернуться на малую родину, в родительский дом.

24 сентября состоялось открытие памятника деревне Шубино (Сенные Покосы), а вернее, целого памятного комплекса деревням сретенской земли. На мероприятии присутствовал глава Пижанского района Александр Васенин. Он отметил, что такого памятника в районе ещё не было: «Приятно видеть на земле пижанской новый памятный комплекс сразу нескольким деревням. Кто не знает прошлого, тот не имеет настоящего. Мы должны помнить и передавать молодому поколению всё, что знаем о жизни в прошлые годы. Честь и хвала тем, кто оставляет эту память в своих книгах и памятниках. Память о былом нам придаёт силы для жизни. Помнить об этом мы просто обязаны».

Сколько воспоминаний, сколько добрых слов, пронизывающих до сердца, было сказано жителями о своей родной деревне.

Инициатором открытия памятного места стал Николай АГАНИН. Вот что он говорит:

– Деревня Шубино образовалась немногим более ста лет назад на берегу реки Буровка. Там было девять хозяйств и 87 жителей. Деревня строилась и росла, а потом её не стало. Я уехал из деревни последним. Сейчас живу в Москве. 39 лет жил в Шубине, где прошло моё детство и юность. Влюблённый в окружающую природу, тихий пруд, я словно врос в эту землю. Каждый год в отпуск приезжаю в село и обязательно навещаю свою опустевшую деревню. Перед отъездом часто задумывался, а как же оставить память о родной деревне? Долгое время жил с этой мыслью. И вот с сестрой Ниной решили поставить памятник деревне. Нас поддержал сосед по Шубину Иван Кузьминых. Иван Петрович собрал бригаду. Большую помощь оказали Анатолий Полянин, Вадим Иванов, братья Анатолий и Константин Лоскутовы, Дмитрий Седых и другие. Вскоре памятный комплекс был готов. Установили его у дороги на видном месте. Здесь поставлены поклонный крест и верстовой столб, а также стол и скамеечки, где может отдохнуть любой путник. Вписаны названия 24 деревень, занесено имя последнего жителя Шубина и инициаторы создания этого комплекса. Памятный комплекс был освящён по всем церковным правилам настоятелем Сретенского храма иереем Симеоном.

Иван КУЗЬМИНЫХ: "Благодарю всех за поддержку и помощь в важном деле. Основную сумму внёс Николай Алексеевич, часть дополнили жители. Обошлось всё в 160 тысяч рублей. Сначала мы хотели поставить памятник одной деревне Шубино, но потом решили увековечить все деревни земли сретенской. Этот комплекс – святая память о тех деревнях, которых не стало и, наверное, уже никогда не будет".

Нина ШИЛЯЕВА, уроженка д. Шубино: "Заброшенные деревни.… Болит душа, а ведь здесь прошли наши детство и юность – самые счастливые и беззаботные годы жизни. Благодарю Валентину Николаевну Царегородцеву, которая о нашей сретенской земле пишет книги. Очень рада, что на видном месте есть теперь такое памятное место. В нём обозначена наша память, боль, переживания за малую родину, это мы передадим потомкам. Но главное – это дань уважения нашим предкам".

Валентина ЦАРЕГОРОДЦЕВА, уроженка д. Железнево: "Благодарю всех неравнодушных людей, организаторов, всех, кто сегодня приехал на такое важное мероприятие. Это дань памяти, это наша история".

На открытии присутствовал гость из Советского района, поэт, художник, писатель, автор фресок Сретенского храма, уроженец д. Кулигино Дмитрий КУЗЬМИНЫХ. В д. Шубино был частым гостем, там жили его родственники. Дмитрий Иванович прочитал гостям стихи «Родимое гнёздышко», «Деревня Шубино», а также «Проводы», «Плач тальянки», «Купола-миражи» и другие.

Валентина ЦАРЕГОРОДЦЕВА, жительница с. Сретенское, Почётный гражданин Пижанского района: "Я приехала в Сретенку в 1968 году. Это была одна улочка, на которой жили работники школы, медпункта, библиотеки и других учреждений. Территория бывшего сельсовета в те времена была разделена на два производственных участка: Сретенский и Железневский, в состав которых входило по 11 деревень, и с. Сретенское. Село стало строиться. Но последующие годы вновь привели к сселению деревень.

Кого куда поразнесло,

Кто в дальний город за жар-птицей,

А кто в соседнее село.

И нет, как не было,деревни, –

Одно названье от неё.

Деревни стали пустеть. Теперь их названия остались только на старых картах, в некоторых книгах и документах. Я благодарю всех, кто организовал это мероприятие, кто внёс свою частичку в создание памятного места. Это пример всем, кто захочет поставить памятник сразу нескольким деревням".

Затем для гостей было организовано чаепитие в Сретенском ДК, где ещё долго продолжались воспоминания, звучали песни молодости, а вечером был фейерверк.

22 июня 2022 года жители вновь решили собраться возле памятного комплекса и, как в прежние времена, отметить Фёдоров день.

Обновлено 14.10.2021 14:29

Родная сердцу сторона

Многих из нас тревожит судьба современной деревни, грустью-печалью сжимается сердце, когда приходится видеть заброшенные поселения своей малой родины.

Учитель истории школы д. Безводное О.Г. Колбина, тоже душой болеющая за село, рассказала мне, что на уроках краеведения они изучают историю родного края, знать которую обязан каждый уважающий себя человек. Во время нашей беседы я перелистывала исследовательские проекты учеников.
Меня заинтересовала работа Максима Кутюкова и Никиты Безденежных. В незамысловатых с виду рассказах, основанных на воспоминаниях бабушки Максима, раскрыта целая жизнь одной из многих исчезнувших деревень.
Пожелтевшая, надорванная фотография дома с палисадником – вот, наверное, и все документы, хранящие память о деревне Кукшеморке Тумшинского сельского совета. Снимок этот хранится у Лидии Павловны Кутюковой, уроженки этих мест. От самой деревни, некогда большой и многолюдной, сегодня остались лишь заросли бурьяна.

Обновлено 20.01.2017 15:06

Путешествие по родному краю

Наши отдыхающие зачастую лучше знакомы с природой и историей дальних стран, нежели с ландшафтом и бытом родных деревень. Павловские библиотекари решили познакомиться, пообщаться с приезжими жителями и вместе с читателями отправились на экскурсию в живописную деревню Соломино.

Дорога выдалась нелёгкой. Невыносимая жара в полевых условиях с непривычки оказалась для многих тяжеловата. На велосипедах доехали до пригорка, что у деревни Большой Миклянур, и увидели Соломинский животноводческий комплекс. На душе полегчало – не заблудились.
Добравшись до деревни, первым делом направились к дому бывшего военного офицера Н.Е. Бушуева. Хозяин с радостью согласился нас принять. Николай Евгеньевич человек творческий. Художественным искусством начал заниматься ещё во время прохождения военной службы. Возле калитки располагаются глиняные фигурки мифических животных и вазоны для цветов. А дом его напоминает музей: бревенчатые стены, выделанные под старину, увешаны картинами, на полках – различные изделия из глины. Мастер всегда готов поделиться с гостями техникой и некоторыми секретами изготовления лепнины. Николай Евгеньевич участвует в работе не только сельской библиотеки, но и в выставках декоративно-прикладного искусства. Его изделия были представлены на празднике «Пеледыш пайрем». Для ребят из оздоровительного лагеря он провёл познавательную беседу «Армейские будни».
Затем познакомились с супругами Смышляевыми. А застали хозяев за интереснейшим занятием – заготовкой капорского чая. Несмотря на занятость, Александр Сергеевич приветливо встретил нежданных гостей. Он рассказал, какую огромную работу необходимо проделать, чтобы насладиться вкусным, а главное полезным напитком. А также показал хранившиеся на веранде заготовки иван-чая. 
Затем супруги провели экскурсию по саду-огороду. Мы были поражены: сотни саженцев яблонь, садовой черники и жимолости! От величественных дубов веет лёгкой прохладой. Красота!
Устроившись поудобнее в летней беседке, долго говорили о преимуществах жизни на селе. Гостеприимная хозяйка Светлана угостила нас ароматным капорским чаем со свежим мёдом. Отрадно, что в Соломино ежегодно приезжают новые жители. «Мы надеемся, что село возродится», – говорят они.
Далее наш путь лежал к зданию школы – добротному, с высокими потолками, но требующему капитального ремонта. Усилиями новожилов здесь отремонтирована одна комната. На белоснежных стенах растут цветы, а на одной из них изображён деревенский пейзаж. Голубые занавески придают ощущение спокойствия. 
Мы ещё долго гуляли по деревне, рассматривали дома, в которых живут приезжие и коренные жители.
На другой стороне реки Кермеж расположена колхозная конюшня. Печально, что, как только не стало конюха, лошадей распределили по комплексам. Приезжие жители желают разводить лошадей, и конюх среди них есть. Было бы здорово, если в районе возродилось коневодство, что способствовало бы развитию социального туризма на нашей территории, а Соломино могло бы стать его «изюминкой».
Осмотрев окрестности, мы вернулись к Николаю Евгеньевичу, который предложил провести в его доме «гадания народов мира». Дело в том, что путешествие мы приурочили ко дню летнего солнцестояния и празднику Ивана Купалы, связанного с массовым купанием в реке и росистой траве. Считалось, что вода в эту ночь избавляет от всего злого, нечистого. Парни и девушки в праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры и устраивали хороводы. А затем, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь. Утренняя роса считалась наилучшим косметическим средством. 
И, конечно же, устраивали гадания. Мы тоже решили воспользоваться этим древним обычаем. Во время прогулки собрали белые одуванчики, загадали желания и дули на «шапочки». По поверью, если сдуть всю «шапочку», то желание непременно сбудется, если половину – загаданное случится не скоро. Но особенно нам понравились индийские виды гаданий – по карточкам.
Некоторые из нас в д. Соломино были впервые. О том, что там живут такие удивительные, добродушные люди, не знали. Прогулка-экскурсия окунула нас в многогранную атмосферу русской деревни. Все получили незабываемые впечатления от радушного приёма. В общем, время провели весело и с пользой!





«В тебе есть Свет»

Уважаемые жители Пижанского района!
Приглашаем вас на II ежегодный фестиваль жизнерадостного творчества «В тебе есть Свет», который состоится 26 июня, в воскресенье, с 12.00 в д. Бурдино Обуховского сельского поселения в рамках традиции ЗОЖ.

Памятник деревне Низовцы

Иванов день когда-то в д. Низовцы (территория нынешнего Войского поселения) был престольным праздником. Отмечали его весело, в каждом доме были гости, до утра слышались песни и задорные частушки.
Сегодня об этой деревне напоминают небольшие ямки от домов и заросли сирени и черёмухи, что росли около палисадников. 20 мая на месте своей родной деревни Иван Бусыгин и Александр Наумов установили памятную каменную плиту с надписью «Вечная память деревне Низовцы». Внизу стихотворение:

Деревню нашу звали все по-разному,
Кабашнур ли Низовцы, всё равно.
Мы всей деревней отмечали праздники
И гнали под горою самогон.

В кульках из лавки уплетали пряники,
С утра из печки на столе блины.
Низовских называли «сарафанники»,
«Морковниками» были Чиклены.

Ещё мой прадед посадил на поле ёлочку,
Сейчас она стоит в кругу берёз.
Дорожкой верхней я б прошёл с тальяночкой –
Наш путь из детства и до взрослых слёз.

Дорогу к ивушке я помню всю, до ямочки,
Сходил бы за Наташу на пригон...
Сейчас бы с Александром посидел на лавочке...
Всем деревенским – низкий мой поклон.

На другой плите изображена схема деревни: 21 дом с именами жильцов.

Обновлено 14.06.2016 08:50

Живописные просторы тумшинской земли

д. Тумша.Живя в одном районе, мы не всегда представляем себе, как живут люди в других населённых пунктах. Я хочу рассказать нашим читателям, чем сегодня живёт некогда многолюдная деревня Тумша Безводнинского сельского поселения, кто её жители, какие желания, а может быть, проблемы в деревне имеются.

Из глубины веков и до наших дней

Образовалась деревня в 1856 году. Напевность и лиричность названия предполагают тихое, красивое место, и это, по моему мнению, соответствует действительности. Небольшая деревенька окружена лесом, богатым грибами и ягодами, цветущие сады дурманят ароматом, небольшая речка Тумшинка подчёркивает красоту сельского пейзажа. 
Согласно переписи 1891 года, число дворов составляло 11, в них проживало 74 человека. Первые поселенцы были из Малого Яснура, из деревни Серёдка. Построенная ими деревня находилась несколько поодаль от современной и называлась Пибай поле.
До образования колхозов здесь было три деревни: Большая Тумша (30 домов), Соколы (28) и Малая Тумша (20). В 1919 году был образован сельский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Зыковской волости.
Жизнь в деревне всегда была насыщенной, люди работали день и ночь, уж так они привыкли: «как потопаешь, так и полопаешь». Часто собирались на сходы: говорили о посеве, о сенокосе, об уборке урожая. Особенно запомнилось старожилам, как трудились в колхозе, и что интересно, несмотря на все пережитые трудности, это время было, по их мнению, одним из лучших.
Тумшане – народ верующий. По религиозным праздникам посещали церковь, которая находилась между Тумшой и Кутузами. Праздники отмечали по приходу: Троица, Кузьминка, Макарьев день. Пасху отмечали особо. Мужчины делали качели, а женщины пекли куличи. Были и весёлые пляски под гармонь, и вечёрки. Жили дружно, одной большой семьёй, трудились в колхозе, играли свадьбы, растили детей.
В 1930 году Тумша вошла в состав колхоза «Красный Сокол». В довоенные годы это было крупное хозяйство, крепко стоящее на ногах. Первым председателем была Наталья Дмитриевна Захарова. Строились дома, приобретались колёсные трактора и машины. Казалось, жить да развиваться, но грянула Великая Отечественная война...
Вместе со всей страной деревня пережила военное лихолетье, на фронт ушли 30 человек, вернулись 18. После войны в деревне насчитывалось лишь 12 хозяйств. Благодаря Петру Николаевичу Лоптеву началось строительство жилья, животноводческих комплексов, в деревне появились клуб, детсад и медпункт. Вскоре прошло ещё одно укрупнение, и Тумша вошла в состав колхоза «Красная звезда», где председательствовал Роман Иванович Отмахов. В 1958 году деревня стала центром комплексной бригады колхоза «Земледелец».
Появились и первые ударники труда. М.Д. Захарова за свой труд в животноводческой отрасли была награждена орденом Красной Звезды, серебряной медалью ВДНХ и орденом «Знак Почёта».
По дороге времени прошли десятки поколений тумшан, обосновавших и обживших эти места, построивших дома и дороги.
В настоящее время в Тумше проживает всего 128 жителей. Но радует тот факт, что есть 12 ребятишек, а там, где дети, там надежда на будущее.
Добираясь до места назначения, я перебирала в голове разные мысли: к кому пойти, что сфотографировать... «Лучше всего сначала зайти в сельский магазин, – рассуждала я, – там всегда можно узнать свежие новости». Выйдя на нужной мне остановке, я неторопливо шла по широкой улице, вдыхая аромат душистой черёмухи, и любовалась деревенской природой:
Ах, какое приволье в деревне,
Воздух чист и кругом красота,
Ивы клонят длинные ветви
В речку быструю, у моста.
Я гуляю по полю широкому,
Собираю цветы на лугу,
Красотой деревенской любуюсь,
Насмотреться никак не могу.

Хозяйка сельского магазина

И вот я уже у небольшого здания сельмага Пижанского райпо. Какое тёплое и родное название, как в былые годы. Захожу внутрь. Светло и чисто. За прилавком селян обслуживает приветливый продавец Ольга Николаевна Тиминова, а товары расставлены так, что нужный никогда не ускользнёт от взгляда покупателей. Каждое утро девушка спешит на работу, ведь без магазина в деревне обойтись нельзя. Здесь она трудится уже три года. «Трудолюбивая, аккуратная, добрая», – в один голос утверждают благодарные покупатели. «По-другому не могу», – признаётся Ольга. Она добросовестный работник, с удовольствием примет любой заказ, а главное, выполнит просьбу, что очень важно для покупателей старшего поколения. Им в силу возраста и здоровья добраться до иных магазинов, где выбор более широкий, далеко и неудобно, а Ольга, уверены, непременно выручит. Деревенские жители порой приходят сюда не только и не столько за покупками, сколько для общения. Нередко односельчане делятся с Ольгой своими горестями и радостями. Может быть, оттого поход за продуктами в маленькой деревне становится для её жителей событием целого дня.

Говорили о наболевшем, делились радостными новостями

Среди покупателей встретила знакомую женщину. Это Г.В. Берлякова, староста деревни. Глафира Васильевна более 12 лет на этом посту. Поздоровавшись с ней, поинтересовалась насущными проблемами.
Раньше большая часть сельчан была занята работой в колхозе «Земледелец», но он не выдержал трудностей и прекратил своё существование, и сейчас печально смотрят на село пустые дворы и заброшенные хозяйственные постройки. А сколько крестьян осталось без работы! Кто-то состоит на учёте в Центре занятости населения, кто-то ездит на заработки за пределы области, а некоторые тихо спиваются. Проходя мимо покосившихся домов с обвалившимися крышами, в которых когда-то жили сельские труженики, я невольно вспомнила две строчки из стихотворения В. Королёва:
Разрушен дом у мужика –
Не будет дома у скворца.

Очень обеспокоены местные жители тем, что недавно закрыли местный ФАП, а фельдшер перешла работать в отделение «Скорой помощи» в райцентре. Некуда теперь сельчанам обратиться за первой медицинской помощью, измерить давление, поставить укол, получить консультацию специалиста. А ведь население в основном преклонного возраста, и у каждого свои «болячки». Чтобы попасть к специалисту в ЦРБ, необходимо предварительно записаться на приём и ждать очереди, а болезнь не может ждать. Тумшане всё же надеются, что медпункт вновь распахнёт свои двери, и фельдшер Ольга Геннадьевна Тупкина примет всех нуждающихся в медпомощи односельчан.
К позитиву можно отнести тот факт, что в прошлом году начались ремонтные работы проезжей части, которые в этом году планируется закончить. Дорога здесь давно требовала капитального ремонта, и только благодаря активному участию местных жителей в ППМИ здесь уложен и утрамбован надёжный слой щебня.
Что касается духовной пищи, то скоро верующим тумшанам будет где помолиться Богу. «В этом году на средства от пожертвований на месте старой церкви начнётся строительство новой, деревянной», – поделилась радостной новостью староста. И снова в памяти промелькнули строки из стихотворения, на сей раз Н. Некрасова:
Храм Божий на горе мелькнул,
И детски-чистым звуком веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
«Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой.
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной».


Такая выпала судьба

Вера Леонидовна Захарова.Пообщавшись с покупателями, я отправилась дальше, а Глафира Васильевна любезно согласилась меня сопровождать. 
У большого кирпичного дома мы встретили невысокого роста женщину и, как позднее выяснилось, доброжелательную и общительную. Ею оказалась Вера Леонидовна Захарова. Родилась она в далёкой от этих живописных мест Республике Коми. Вскоре родители переехали в Пижанский район, в д. Лукино. Училась Вера в Безводнинской школе, после окончания которой выбрала профессию повара, дополнительно выучилась на швею-мотористку. В 1983 году вышла замуж и переехала в Тумшу, которая стала родной.
Всю свою трудовую жизнь женщина отдала тяжёлому и благородному труду в сельском хозяйстве, работала телятницей. В разговоре c ней мы, конечно, не могли обойти судьбу колхоза «Земледелец», которому женщина отдала свои лучшие годы жизни.
Сказать, что она тоскует по былым временам – значит ничего не сказать. Да и не только она. Печаль таят не только человеческие души, но и природа. Опустевшие поля ждут пашни, с разорением колхоза не исчезли они, а заросли бурьяном и являются укором равнодушию тех, по чьей воле прокатился по ним вал, сравнимый только с военным лихолетьем. Здесь уместно вспомнить четверостишие того же В. Королёва:
Не гроза разгромила деревню,
И не ливни размыли поля.
Равнодушье – порок очень древний,
Посильней, чем капустная тля...

Десять лет семейной жизни пролетели как одно мгновение. В 1993 году умер супруг, оставив безутешную вдову с тремя детьми. Мужественно преодолев все невзгоды и трудности, ради счастливого будущего детей Вера Леонидовна вернулась к прежней жизни.
Сегодня ежедневный быт её занят привычными хлопотами по дому, уходом за скотом. Вместе со вторым мужем Олегом держат большое подворье: корову, нетель, телят, свиноматок, поросят, кроликов и кур. Имеются в хозяйстве трактор и прицепные агрегаты. Дети уже взрослые. Сыновья уезжают на заработки, дочь живёт в Сергиев- Посаде.
Рассказала моя собеседница и о своём увлечении – вязании. Свои изделия, а вместе с ними и частичку душевного тепла дарит родным и близким.

Жизнь, наполненная трудом

Зашли мы в этот день в гости к Нине Фёдоровне и Анатолию Михайловичу Ведерниковым, проживающим в соседней д. Кутузы. Анатолий Михайлович и Нина Фёдоровна Ведерниковы.
Нина Фёдоровна копошилась в огороде, а Анатолий Михайлович отдыхал на лавочке возле дома. Незваным гостям супруги были весьма удивлены, и после долгих уговоров всё же согласились со мной побеседовать.
Каждый из супругов на славу трудился в своё время. Нина Фёдоровна всю жизнь проработала в сфере образования. Начинала свою трудовую биографию в школе деревни Кутузы, затем работала в Безводном. Учила ребятишек не только читать и писать, но и быть хорошими людьми. В последующие годы заведовала детским садом в Тумше, а потом работала воспитателем.
Анатолий Михайлович связал свою судьбу с сельскохозяйственной отраслью колхоза «Земледелец». Работа механизатора в сельской местности сложна, но Анатолий Михайлович трудностей не боялся. К порученным делам всегда относился ответственно, поэтому часто находился в числе передовиков. Он в совершенстве управлял различными прицепными агрегатами, поэтому все тяжёлые сельскохозяйственные работы были его. Может быть, это и сказалось на здоровье. О годах работы ветеран вспоминает часто, да и натруженные руки и ноги ноющей болью забыть многолетний труд не дают.
Сейчас супруги на заслуженном отдыхе, любят посидеть за чашкой чая, поговорить о детях, внуках, правнучке, повспоминать былые времена. Несмотря на свой почтенный возраст, Нина Фёдоровна жизнерадостная, разговорчивая и, что удивительно, хорошо помнит своих коллег, учеников и даже их родителей. Её часто можно встретить на велосипеде, спешащей в сельский магазин за продуктами. В настоящее время все будние дни хозяйка проводит на собственной пасеке. «За пчёлами весной и летом нужен глаз да глаз, отдыхать некогда, – признаётся бабушка. – Тем более, что прошедшая зимовка была для них не простой. Много насекомых погибло».
После общения с этими милыми людьми я утвердилась в мысли, что жить помогают не жалобы на всех и вся, а оптимизм и желание быть полезными близким.

В Тумше я провела несколько часов, наполненных душевной теплотой и искренним общением. Хочется верить, что шумная, бурлящая событиями жизнь ещё вернётся в этот тихий райский уголок.

Обновлено 14.06.2016 09:20

Христолюбово – деревня, которой уже нет

Христолюбовские девчата.Вдалеке от больших городов и дорог на берегу реки Кермеж стояла красивая, утопающая в зелени деревня Христолюбово, название которой созвучно со словами «Христа любить». Кажется, что именно здесь и берёт начало Русь, с речной гладью, отражающей берега, с плакучими ивами, с прекрасными рассветами и соловьиной трелью, с первыми криками петухов, с ромашковыми полями и таинственными лесами, в которых было очень много грибов и ягод.

Из истории деревни
Согласно переписи населения 1891 года, в д. Христолюбово Водозерской волости Пачезёровского общества было 24 хозяйства, в которых проживало 153 человека (70 мужчин и 83 женщины). Улица была большая, односторонняя. Жили довольно зажиточно, занимались земледелием и скотоводством. С.И. Христолюбов имел свою мельницу, молотилку и несколько лошадей.
В 1931 году был создан колхоз «Красноармеец», который в 1941-м переименовали в «18-ю Партконференцию». Хозяйство было передовым, стабильно развивалось. Основным занятием было хлебопашество, имелись молотильные сараи. Крестьяне распахивали землю на лошадях, а она щедро платила им за труд хорошим урожаем. Хлеб был на столе в каждом доме. Председательствовал В.А. Христолюбов. В конце 30-х годов колхоз стал участником сельхозвыставки в Москве.

Ах, война,
что ты сделала, подлая...

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушли 26 мужчин, из которых живыми вернулись только десять, и одна женщина. Вся тяжесть крестьян- ской работы легла на плечи женщин, стариков и детей. Они пахали землю, сеяли, убирали, обмолачивали хлеб вручную. Измученные женщины ежедневно ждали возвращения мужей с войны. Ждали даже те, кто уже получили похоронки, в надежде, что произошла чудовищная ошибка. Мой прадед Леонид Петрович Христолюбов ушёл на фронт, когда ему было 28 лет. Был тяжело ранен, долго лежал в госпитале. На своих плечах вынес с поля боя фронтового товарища-земляка С.Н. Сысоева, а сам попал в плен.

«Всё мне дорого здесь,
всё до боли знакомо...»

О том, как люди жили в послевоенные годы, чем занимались, я спросила у своей бабушки Нины Леонидовны Зверевой (Христолюбовой), уроженки д. Христолюбово. Вот что она рассказала:
–Дом наш стоял немного в стороне от речки и был третьим с краю. А через дорогу начинался лес. Тянулась вдаль извилистая лесная дорожка, по которой взрослые ездили на лошадях, а деревенские ребятишки гурьбой ходили в школу. В доме у окна стоял большой стол, сбоку диван, около русской печки небольшой шифоньер, а в углу тумбочка с телевизором, который родители купили в 60-е годы, когда я уже училась в школе. А первый телевизор приобрели наши соседи, Никанор и Татьяна. К ним-то и спешили все местные жители, чтобы посмотреть телепередачи. Взрослые сидели на диванах и табуретах, а детишки прямо на полу. Был и свой радиоузел, которым правил тогда А.И. Мациевский. Каждый день в пять часов вечера раздавалось по всей округе: «Внимание! Говорит местный радиоузел». Все садились и слушали новости про колхозную жизнь.
А уж как мы были рады, когда в доме появился свет! Мама мне тогда сказала: «Вот сейчас стало светло, и каждую пылинку будет видно». Водопровода не было, воду носили в вёдрах с колодца.
Мои родители держали большое подворье: корову, телёнка, поросят, овец и кур. А также была своя пасека. Отец работал пчеловодом на колхозной пасеке, что находилась в двух километрах от деревни. Ребятишки часто бегали к нему полакомиться мёдом со свежими огурцами. Это было вкусно – словно ели вовсе не огурцы, а настоящие арбузы.
С соседями всегда жили дружно, вместе радовались, вместе грустили. В отношениях чувствовалось уважение и взаимопонимание. Женщин звали по имени мужа, например, Нюра Лёниха, Маня Саниха, Лена Колиха. Одевались мы по-простому. Женская рабочая одежда состояла из юбки, фуфайки и резиновых сапог. Наряжались только по праздникам, обновки берегли до следующего раза. Платья раньше носили шерстяные или шёлковые. Летом часто бегали на Пижму купаться. Как было здорово и беззаботно!
Рабочий день в деревеньке начинался с рассветом, а заканчивался поздним вечером. Подростки трудились наравне со взрослыми на посевной, летом на сенокосе. С работы возвращались с песнями. Осенью опять горячая уборочная страда, все силы бросались на уборку хлеба.
Часто по деревне ходили нищие, стучались в каждый дом и просили милостыню. Каждый чем мог помогал, равнодушных людей не было.

Традиции и обычаи
Христолюбовцы – народ верующий. В каждой избе в переднем углу стояла икона. Детей возили крестить в церковь. Праздников в деревне ждали с нетерпением и всегда готовились заранее. Перед Пасхой соблюдали пост: ели парёнку, гороховицу, картофельницу, каши, варили кулагу. В доме нужно было везде промыть. Почти в каждой избе для малышей подвешивали качели. По старому преданию, в Пасху обязательно нужно было надеть обновку.
Самый любимый праздник деревен- ской детворы – Рождество Христово. Все ребятишки ходили колядовать. За весёлые песенки их всегда угощали сладостями. Вдоволь наевшись, бежали кататься на горку – кто на санках, кто на корытах.
На Святки девушкам и юношам позволялось гадать на валенках. А в день свадьбы, до приезда жениха, невеста угощала подружек и дарила всем на память по красной атласной ленте.
Осенью, когда все работы на полях были выполнены, собирались на посиделки. «Посидим рядком, да поговорим ладком», – вспоминает бабушка. А за разговорами и пряли, и вязали, и вышивали, и пели народные песни.
С того времени место, где когда-то красовалось Христолюбово, всё поросло мелколесьем – одним словом, деревня исчезла с лица земли. А какая она была красивая, сколько было раздолья вокруг! Из коренных жителей многие уже давно пенсионеры. Это были достойные труженики, колхозники. Они помнят малую родину, по возможности, стараются побывать в родных местах, чтобы вспомнить юность, вдохнуть полной грудью воздух, вспомнить былое, поклониться земле, на которой появился на свет, повзрослел, вышел в жизнь.

Обновлено 08.02.2016 16:25

Исчезла на земле – не исчезла в памяти

В основной школе д. Ахманово на протяжении многих лет работает краеведческий музей. В нём собраны различные материалы по истории родного края, в том числе сведения о деревнях – как исчезнувших, так и существующих до сих пор.

Тихо и незаметно время стёрло с лица земли деревню Кремлёнки Ахмановского сельского совета. Информация о ней, сохранившаяся в музее, в целом основана на воспоминаниях местных жителей.
Какие же яркие воспоминания сохранили они в своей душе! И недаром. Ведь это их детство и юность. И думается: а если бы эта деревня жила и сейчас! Не смотрели бы мы, проезжая мимо, на заросшие бурьяном поля и луга, а вечернюю дорогу освещали бы радостные «глаза» жилых домов, желающих путникам доброго пути. Всё это могло бы быть. Могло бы...

Из воспоминаний Г.П. Полушиной:
– Поблизости находились деревни Кремлёнки, Кутейники, Канашёнки, где располагались три конных двора, ферма КРС, овцеферма, зерновые склады и сараи. В Кремлёнках было 12 домов и в большинстве из них жили семьи трёх фамилий: Куклиных, Полушиных и Протасовых. В 1934 году образовался колхоз «Пробуждение», а в 1951-м он объединился с «Ахмановским».
В 1953 году в деревне появилась начальная школа. Первыми учителями были А.А. Куклина и Т.Е. Тараева. Школа располагалась в двух зданиях. В те времена в семьях воспитывалось по пять и более ребятишек, а в семье Куклиных их было 12. Жили они очень бедно. Младшие донашивали то, что оставалось от старших. А когда варили картошку, то каждый помечал свою картофелину особой меткой, чтобы никто чужой не съел. После начальной школы ребят отправляли учиться в Ахманово. Возили на лошадях, так как расстояние было более шести километров. Жили в интернате, а домой забирали только на каникулы.
Из воспоминаний А.Я. Протасовой (Куклиной):
– Когда началась война, мне было 14 лет. В первые же её дни отца забрали на фронт. Мне дали его лошадь, и я стала возить зерно. Кроме этого, работала на комбайне, на копнителе. Вместе с другими ребятами полола, раскидывала навоз на полях. За это бригадир угощал нас мёдом. Летом мы сгребали, накладывали на волокуши сено, ломали и возили ветки для овец. Всю тяжёлую работу выполняли наравне со взрослыми. Отец с войны так и не вернулся.

Из воспоминаний А.А. Ефремовой:
– Первый и второй классы я заканчивала в Ахманове, а с третьего стала учиться в Кремлёнках. Книг на всех не хватало, поэтому делили одну на двоих. Уроки учили при лучине, которую щипали от берёзовых поленьев: берёза меньше дымила. К праздникам мама заставляла нас отскребать сажу от стен и потолка и всё промывать. Постель делали из мешковины, матрацы набивали соломой и стелили на пол. Простыней и подушек тоже не было. Под головы подкладывали фуфайки.
Скота держали немного: нечем было кормить. В августе 1941 года отца забрали на фронт. Он воевал год и четыре месяца. Погиб под Москвой.
Трудно пришлось в военные годы. Еды не было, да ещё с людей собирали налоги. Наша семья сдавала крахмал, выжимки нам возвращали. Маленький братик Ванюшка постоянно просил есть. Около нашей деревни росло много земляники. Мы с ребятами её собирали, а взрослые продавали. На вырученные деньги покупали хлеб.
Однажды, когда я стирала бельё на реке, увидела волка: он бежал по деревне, схватил гуся и бросился наутёк. Я долго ещё сидела у реки, боялась возвращаться.

Ушедшие в небытие русские деревни. Сколько их? Десятки? Сотни? Тысячи? Давайте же не будем Иванами, не помнящими родства. Пусть не под силу нам вернуть исчезнувшие деревни на карту района, но мы можем сохранить память о них в наших сердцах, о тех, кто строил, пахал, воевал за наше настоящее и будущее.

Деревня Смородина

По воспоминаниям А.М. Христолюбова библиотекарь Пижанской библиотеки им. А.Ф. Краснопёрова С.А. Лоскутова записала информацию о ныне уже не существующей деревне Смородина, что находилась недалеко от райцентра.

Откуда пошло её название, никто не знает. Стояла она буквой Г вдоль ручья Смородинского. Конец деревни спускался к реке Иж и поворачивал в сторону д. Бутырки. Всего было около 30 дворов. Жители в основном носили фамилии Христолюбовы и Кочкины.
Как и во многих других сёлах, до Великой Отечественной войны в Смородине жили семьи, в которых воспитывалось от трёх до семи и более детей. Например, у Григория Тимофеевича и Анны Прокопьевны Христолюбовых было девять детей: Валентина, Василий, Лидия, Анна, Михаил, Александр, Владимир, Ираида и Леонид, а у супругов Василия Павловича и Екатерины Матвеевны Кочкиных семеро: Николай, Валентина, Анна, Нина, Лидия, Александр, Леонид.
В 30-е годы ребята посещали церковно-приходскую школу в Пижанке. Позднее в деревне открылась начальная школа в добротном тесовом доме раскулаченного и сосланного неизвестно куда предпринимателя, который продавал смородинцам керосин, продукты и фурнитуру. Обучали детей учителя Александра Никитьевна Кочкина и Анна Алексеевна Муравьёва.
В связи с коллективизацией три деревни – Смородина, Бутырки и Елькинур – объединили в колхоз им. Ворошилова. В 1945-47 гг. председателем был Михаил Никитьевич Христолюбов. В 1947-м его вместе со счетоводом Иваном Тимофеевичем Христолюбовым и кладовщиком арестовали за то, что они по «чёрной ведомости» выдали колхозникам зерно. Забирали их Пётр Михайлович Муравьёв и Пётр Николаевич Лоптев, последний работал в НКВД. Но, ко всеобщей радости, арестованных в том же году оправдали и выпустили на свободу.
На селе жили мастеровые люди. Наталия, жена Ивана Максимовича Кочкина, была портнихой, она обшивала всю деревню. Сергей Мокеров мог левой рукой нарисовать портрет человека. А Степан Архипович Толстобров с детства был глухонемым, но это ему не помешало стать хорошим кузнецом. Кузница стояла напротив его дома, на берегу ручья. Василий Дмитриевич Кочкин работал бригадиром, избирался депутатом и имел орден Красного Знамени. Жили в Смородине и приезжие – Удачины и Мокеровы.
В деревне возле дома деда Тихона был угор, носивший название «Тихонов». Ребятня на Пасху собиралась там, резвилась и катала яйца с холма.
К сожалению, сейчас этой деревни давно нет, но остались добрые воспоминания бывших жителей о своей малой родине.

Деревня Коковка

Живописная картина:
Пред деревнею долина,
Зеленеются луга,
Пижма тут течёт река.
За деревней лес, болота.
Хочешь – выйди на охоту,
За малиной, за грибами,
Все богаты тут дровами.
Говорят, что два уж века
Как стоят Коковки эти.
Много было в них всего,
Мы расскажем лишь одно...


Эти строчки о своей родине в 1936 году написал Михаил Прокопьевич Тетерин, мой коллега, один из первых корреспондентов районной газеты. О нём и его родственниках, которые с основания деревни жили в ней, я расскажу позднее, а начну с того, как попала в живописный благодатный уголок нашего района, в Коковку, которая сейчас уже почти не существует.

В этимологическом словаре слово «коковка» трактуется как «набалдашник, загнутый конец клюки».
В 1850 году в церковных сведениях Липовского прихода записаны в числе 36 деревень Дехтяри (Коковка верхняя) – 2 дома, 22 жителя, Коковки (Коковка средняя) – 2 дома, 19 жителей, Коковское (Коковка нижняя) – 4 дома, 59 жителей. Эти деревни находились на небольшом расстоянии друг от друга и располагались вдоль дороги, которая вела на дальние луга.
В Книге Вятских родов 2012 года в трёх томах приведены данные переписи за 1891 год. В Яранском уезде Водозерской волости с. Липово Воскресенская церковь (в настоящее время это Пижанский район Обуховское сельское поселение):
Деревня Коковка Нижняя (Коковкин) находится в 1 км севернее, 21 км западнее от районного центра. В ней проживают жители двух родов, 11 семей, 95 человек. Наймушиных – 6 семей, Машкиных – 5.
Деревня Верхняя Коковка (Савинёнки) находится в 2 км севернее, 22 км западнее от райцентра. В ней проживают Агапитовы – 1 род, 5 семей, 22 жителя.
Дехтяри, Крылов (Починок Дектярный) в 1 км севернее, 23 км западнее от райцентра. Проживают Тетерины – 1 род, 5 семей, 43 жителя.
В Кировской области эти фамилии известны с XVII века.


С тобой разговориться, что мёду напиться
Больше всего я благодарна своей профессии за то, что, работая в редакции, познакомилась со многими прекрасными людьми, сказала бы даже уникальными в наши дни. Некоторые нашли меня сами, общением с ними дорожу и всегда вспоминаю при этом русскую пословицу «С тобой разговориться, что мёду напиться».
В один из первых дней августа ко мне в кабинет заглянул ветеран МВД А.А. Изергин. Как оказалось, Анатолий Арсентьевич активный читатель нашей газеты, особенно рубрики «Далёкое – близкое».
– Вы когда-нибудь были в Коковке? – спросил он. – Это единственный населённый пункт в нашем районе, расположенный за Пижмой.
– Слышать – слышала, но не была, – призналась я.
– Места там живописные, могу показать, у меня там старый дом куплен, – предложил он.
Я попросила оставить номер телефона и сказала, что позвоню, если надумаю.
Рассказав знакомым о таком приглашении, в ответ услышала: «С ума сошла, через реку надо перебираться на лодке, идти далеко, деревня вся заросла, и змеи встречаются чуть ли не на каждом шагу». В общем, делать мне там нечего. Некоторые ещё вспомнили, чтобы уж окончательно меня разубедить в задуманном, что в Обухове зарегистрирован факт бешенства лисы.
Чуть больше недели я сомневалась, надо ли мне это, а потом набрала номер Анатолия Арсентьевича. Мы договорились о дне поездки, он предупредил меня, чтобы я обязательно была в резиновых сапогах, взяла сухой паёк («Домой вернёмся после пяти вечера», – сказал он), ведро («Вдруг в лесу что-нибудь найдём», – добавил шутливо). Я никогда не была в большом лесу, поэтому всё так и сделала. В семь утра мы отправились в путь. На «Ниве» добрались до Бурдина.
Анатолий Арсентьевич оказался интересным собеседником. Родом он из Яранского района, а в Пижанский приехал вместе с женой по распределению. Работал в органах внутренних дел, в последние годы – в дежурной части. Уже несколько лет находится на заслуженном отдыхе. С молодости увлекается охотой, рыбалкой и пчеловодством. Пижанский край для него стал родным, он знает массу краеведческого материала, со многими знаком. Приятно было видеть, когда встретившиеся нам люди приветствовали его как давнего доброго знакомого, были искренне рады поговорить.
Мы оставили машину и спустились к реке, на лодке переплыли реку. День выдался тёплым, солнечным, вокруг живописные пейзажи. По широкой прокошенной тропе пошли к деревне.
«Это Саша Бурдин дорогу здесь косит. В Коковке у обуховского охотколлектива есть домик, он его проверяет. Его доброе дело и другим на пользу, ягодникам ходить удобно», – рассказывает Анатолий Арсентьевич. Приятный запах трав чувствовался вокруг, хотя большинство из них уже отцвели. «Совсем недавно здесь такая красота была, – рассказывает мой провожатый, – луг пестрел яркими красками, цвели медоносы: иван-чай, кипрей». За разговорами мы добрались до деревни. Старые заброшенные дома пустыми окнами смотрели на зеркало Чёрного озера.

А. Ведерников, А. Изергин, Л. Ведерников.Вятская Швейцария
Анатолий Арсентьевич сожалел о том, что мы не побеседуем с Александром Бурдиным. «Он много знает об этих местах, очень их любит», – говорит он. Мы спустились к Чёрному озеру, окаймлённому дубовой рощей. На водной глади видны бутоны отцветших лилий. Красота...
Мой провожатый предложил покататься на лодке. Вода в озере, несмотря на августовские холодные ночи и нежаркие дни, была приятно тёплой и действительно чёрной. Когда вёсла ударились о воду, на противоположном берегу в воздух поднялась большая серая цапля. Хохолок на её голове поднимался, как маленькая корона, говоря о том, какое важное место птица занимает среди этого прекрасного убранства.
За изгибом озера открывается величественная и прекрасная панорама села Обухово. Как жаль, что немногие могут увидеть такое.
Вернувшись, мы оставили лодку у соседнего схода к воде и по пологому берегу снова поднялись в деревню. «Сейчас я познакомлю тебя с братьями Ведерниковыми», – предупредил меня Анатолий Арсентьевич.
Мы подошли к небольшому дому, где явно чувствовалась хозяйская рука, по стройматериалам, разложенным во дворе, было видно, что здесь ремонтируют кровлю. Небольшое крылечко, узкие сени, и нас уже гостеприимно принимают хозяева. По внешнему виду братьями их и не назовёшь, а вот по родственности души, увлечениям и умению жить в простых деревенских условиях они очень похожи.
Леонид и Анатолий городские жители. В 1989 году Анатолий побывал в этих местах, увидел всю красоту отдалённого края и купил здесь дом. Леонид приезжал к нему в гости, а потом стал проводить здесь и выходные, и отпуска.
«Вятская Швейцария», – называют они местную глубинку. Братья держат две пчелосемьи, мы как раз застали их за выкачкой мёда. В доме царил аромат золотистой тягучей массы, собранной трудолюбивыми насекомыми.
Анатолий и Леонид рассказали о достоинствах этого края. «Река, озеро, изобилие ягод, а грибов можно набрать тонны», – говорят они.
А уж рыбалка – отдельная тема для разговора. Этим увлекается в большей степени Анатолий, при этом признаёт только удочки. Как у любого заядлого рыбака, в разговоре о любимом увлечении его глаза загораются. Он рассказал, что в прошлом году поймал линька, хотя эта рыба не клюёт на удочку, а ему посчастливилось.
В доказательство всему рассказанному Леонид принёс из запасников вяленых сорожек (серебристые рыбёшки, аккуратно нанизанные на нитку, на вкус оказались профессионально приготовленными), и попечалился, что нынешней зимой произошёл мор хищной рыбы в озере из-за нехватки кислорода.
Мужчины признаются, что с нетерпением ждут выходных, чтобы приехать в Коковку, подышать этим воздухом, полюбоваться природой, по-своему неповторимо прекрасной в любое время года. А любовь к природе и позитивный настрой дают им силы преодолевать непростой путь для встречи с этой гармонией.

Чужие здесь не ходят
В лес мы отправились на велосипедах, которые хранятся в доме Анатолия Арсентьевича. Дорога извилистой лентой теряется между деревьями.
Сначала мы двигались по Макаровой дороге, названной, видимо, по имени основоположника. Почти под колёсами нам встречались огромные подберёзовики и степенные подосиновики, иногда виновато морщили шляпки, прячась под листочками, сыроежки и мухоморы. Пробираясь между кронами огромных деревьев, нас пытались коснуться солнечные лучи.
«А дальше Судовая дорога», – сказал Анатолий Арсентьевич. Я, честно говоря, разницы не поняла и продолжала любоваться окрестностями.

Из Энциклопедии Земли Вятской известно, что в XVIII веке по реке Пижме сплавлялся лес для изготовления корабельных мачт. Для этого выбирались самые высокие сосны и вывозились к реке по просеке, которая долгое время называлась «Судовая».

Преодолев несколько километров, мы оставили велосипеды и продолжили путь пешком. На ветках деревьев висели листочки из тетрадей. «Ягодники дорогу отмечали», – объяснил мой напарник. Ноги мягко тонули во мху. Я начала лакомиться костяникой. Вскоре стали попадаться кустики черники и небольшие полянки брусники. Черника настолько налилась, что лопалась в руках, её время отошло. А у брусники наоборот – один бочок ещё розовел, другой был на подходе. 
Возле упавшего дерева мы увидели пакеты и рюкзаки пришедших за ягодами. И тут я удивилась уже не природным богатствам, а нечеловеческому отношению к природе.
Много веков лес согревал, кормил, а при надобности и скрывал людей в годы лихолетья, одним словом, помогал выживать. Наши предки оставили нам чистые леса и реки. А что творим мы? Создаём настоящие свалки!
«Чужие здесь не ходят, в основном свои, обуховские», – поясняет Анатолий Арсентьевич. Пластиковые бутылки, пакеты, стеклянные и консервные банки раскиданы вокруг поваленного дерева. Здесь ели и пили, а убрать забыли. Пластик не разлагается в почве десятилетиями, а про стекло и говорить нечего. Разучились мы ценить хорошее, всё чаще эгоизм правит нами.
«И таких свалок в лесу немало можно увидеть, – возмущается Анатолий Арсентьевич, – неужели сложно забрать с собой, что принесли!»
Дарья Васильева.Движемся дальше и встречаем первую ягодницу – Дарью. Дно её ведёрка закрыли красные бусины ягод. По манере собирания она – начинающая ягодница, что сама и подтвердила: «За брусникой я впервые в лес пришла, а вот чернику собирала». За деревьями слышны голоса её подружек. Девчата признались, что мусор в лесу им тоже не нравится, но кто это делает, не знают.
После брусничных полян Анатолий Арсентьевич решил показать мне, как растёт клюква. Мы перешли на другое болото.
Мох стал больше затягивать сапоги, и я поняла, что это болото. Рассмотрев зелёные кочки, увидела ниточки клюквенных бус. И если ягодницы сказали, что урожай брусники в этом году не очень, то здесь даже мне стало ясно, что для клюквы этот год удачный. Крупные ягоды только-только начинают зреть. За кочками с пьянящим запахом раскинулись кусты багульника. Впервые я увидела, как растёт голубика – она похожа на жимолость. Необычный цвет и вкус этих ягод напомнил виноград.
«Никогда раньше не пробовала этих ягод», – призналась я Анатолию Арсентьевичу.
А когда он узнал, что мне не приходилось видеть, как растут лисички, то сразу же решил исправить этот пробел в моей жизни. В лесу он ориентируется, как в знакомом населённом пункте, а я пыталась от него не отставать. Оставив позади заросли папоротников, я увидела яркие полянки грибов. «Вот где лисички притаились, – говорит мой собеседник, – набирай. Черви их не едят, так что бери без опаски». Грибов было много, росли они дружными семейками, края самых крупных начали уже немного подсыхать. Я быстро набрала пакет оранжевых красавцев.
Так приятно возвращаться из леса с природными дарами! С непривычки чувствовалась усталость. А мой попутчик рассказал, что в Обухове одна из заядлых ягодниц работает на ферме, а днём успевает в лес сходить и вернуться с полными вёдрами.
Обратный путь, как всегда, был короче. Ни змеи, ни лисы я не встретила, видела только маленькую ящерицу. Таких приятных дней у меня не было давно, кажется, жила в деревне и сейчас бываю в различных уголках района, но такого красивого и благодатного края не видела.
Уже в машине я пошутила: «Давно я не была так счастлива, как сегодня, и в этом, Анатолий Арсентьевич, виноваты только вы». Домой мы вернулись после семи вечера. Я поблагодарила моего попутчика за интересную поездку.

Оказалось, что на этом моё знакомство с Коковкой не закончилось, а только началось. Я обратилась к О.Е. Вятчаниной, библиотекарю и краеведу с. Обухово, чтобы узнать кое-какие исторические факты. Она посоветовала мне, к кому можно обратиться с этим вопросом. Я встретилась с родственниками жителей Коковки, нашла старинные записи и фотографии, но всё-таки буду рада, если кто-то ещё поделится воспоминаниями или другими материалами о деревне (мой рабочий телефон: 2-14-70).
Продолжение рассказа о Коковке последует в других номерах газеты.

Обновлено 04.09.2015 10:58

Родная сторонка, для нас ты навеки одна

Мне повезло: моя деревня Лукино, что находится в Безводнинском сельском поселении, жива и здравствует вот уже на протяжении трёх веков. Хотя в округе многих деревень уже нет, остались лишь одни названия: Колбино, Шипицыно, Макарцы, Малахи, Багатёнки, Зиничи. Заросли травой, бурьяном, лесом подворицы. И не найдёшь сейчас, где чей дом когда-то стоял.

Сейчас в Лукино более 40 домов. Все они крепкие, ухоженные, утопают в зелени и цветах. Благодаря местным жителям, которые собрали деньги и приняли активное участие в проекте по поддержке местных инициатив, сегодня Лукино – единственная деревня в поселении, которая имеет уличное освещение. Здесь проложена хорошая дорога из щебня. Давно нет колхоза «Земледелец», гремевшего своими успехами на всю область. Так и не поняли мои земляки, кто его развалил. Но деревню они сохранили. Она стала ещё краше и чище.

Супруги Колбины.25 июля лукинцы решили устроить праздник – День деревень Шипицыно, Колбино, Лукино. Инициаторами этого мероприятия стали Ираида и Геннадий Колбины. Их затею поддержали местные жители. Ещё с зимы начали готовиться: составляли сценарий, делали стенгазеты в фотографиях, приглашали гостей, всех тех, кто когда-то здесь родился и вырос. В итоге, праздник вылился в настоящее народное гулянье, а эта дата надолго останется в памяти всех присутствовавших.
С самого утра здесь царила праздничная суета: мужчины ставили столы и скамейки, женщины готовили угощения, а ребятня украшала место празднования воздушными шарами и развешивала плакаты. Соседи объединились и организовали выставку работ местных рукодельниц: вышивка, ковры, вязаные вещи, поделки из бумаги – невообразимое количество всевозможных творений рук человеческих. Рядом расположился стол с продукцией местных овощеводов-любителей.
Импровизированную сцену соорудили у дома, где живут брат и сестра Зыковы, а зрители удобно устроились на лавочках у дома напротив. На торжественное мероприятие съехались многочисленные земляки, теперь они живут в Казахстане, Сибири, Татарстане, Марий Эл, на Урале и крайнем Севере.

Торжественную часть приветственными словами открыла библиотекарь Н.А. Лаптева. Она подробно и интересно рассказала историю образования этих деревень, о людях, которые здесь жили. Это были простые труженики земли вятской. 
Вспомнили и тяжёлое военное лихолетье. Из деревень на фронт ушло почти всё мужское население, а вернулись единицы. Наша землячка А.Ф. Мосунова служила в железнодорожных войсках и сопровождала эшелоны с боевой техникой. Доблестно воевали лукинцы на всех фронтах: насмерть стояли под Москвой и Сталинградом, освобождали Ленинград и Прибалтику, гнали немцев до самого Берлина.
Люди в тылу сутками работали в поле, забывая об отдыхе, стремясь как можно больше продовольствия отправить на фронт. «Мы работали от зари до зари, – рассказывала Н.С. Журавлёва, – вручную обрабатывали поля, ни одной сотки земли не забросили, пахали и сеяли. Вечно голодные, полураздетые – война лишила нас детства. Но, несмотря ни на что, мы жили дружно, помогали друг другу выживать». Страдания, голод, смерть близких сделали ребятишек взрослыми раньше времени. Это они пережили послевоенную разруху и стояли у истоков образования колхоза.А.М. Борисова награждает труженицу тыла А.Г. Альмакову.

Много было в этот день волнительных и радостных минут. Самым торжественным моментом стала церемония награждения. Есть такая народная мудрость: «Тот род хорош, где старикам уважение и почёт... И тот праздник славен, где им главное место». Самой старейшей жительнице – А.Е. Мотовиловой – сегодня (8 августа) исполняется 88 лет (сейчас она живёт в Пижанке), А.А. Краевой нынче исполнилось 85. 
Не забыли и про ребятишек, их в деревне 20. Самому младшему – Саше Лочакову – всего шесть месяцев. Ему вручили игрушку, чем очень порадовали малыша. Для детей был накрыт стол с фруктами и сладостями. Но больше всего радости им подарили пижанские предприниматели, которые в честь праздника установили надувную горку и батут.
Здесь жили и живут замечательные, трудолюбивые люди. Работали на совесть и всегда добивались хороших результатов животноводы. А.М. Борисова, которую в этот день назначили хозяйкой деревни, от имени всех земляков поблагодарила учителей за их нелёгкий труд, фельдшера Л.В. Альмакову, которая в любое время дня и ночи спешит на помощь. Особых слов благодарности по праву заслужили С.Б. Колбин и Н.А. Журавлёв. Своим нелёгким крестьянским трудом они обеспечивают земляков зерном, сеном и дровами, оказывают большую спонсорскую помощь. Люди видят в них надежду и опору. В связи с банкротством колхоза на селе не стало рабочих мест, поэтому большая часть мужского населения подалась на заработки за пределы поселения.
Чествовали в этот день и ветеранов труда, многие из них за добросовестный труд награждены орденами и медалями, побывали в Москве на ВДНХ. Сам М.И. Калинин вручал награду свинарке Ю.Т. Мотовиловой, которой, к сожалению, уже нет в живых. Не остались без внимания и многодетные семьи – их в деревне пять.
Украсили праздник своими песнями о родной стороне участницы ансамбля ветеранов «Сударушка» местного ДК. Вместе с ними мы пели русские народные песни, вспоминали свои молодые годы.

После торжественной части всех пригласили к праздничному столу, который ломился от угощений. И началось веселье! Смех, слёзы радости, рукопожатия и поцелуи, а потом – песни и пляски. Звонкие переливы гармони всех зазывали в круг. Русские песни и танцы чередовались с марийскими, но пели и плясали все вместе. Далеко за деревней была слышна весёлая музыка. А сколько интересных и весёлых конкурсов провела Е.А. Демакова, культорганизатор сельского ДК! Желающих поучаствовать в них было очень много. Веселились от души все, получили незабываемые впечатления и большой восторг. 
Огромное спасибо всем за радость встреч, за доброту и сердечность, за угощения. А особенно за фейерверк, который всеми цветами радуги вспыхнул в ночном небе над любимой деревней. Одним словом, праздник удался и остался в наших сердцах на долгую память.
Как здорово, что деревня моя жива, что в ней живут такие замечательные люди!

Обновлено 05.08.2015 14:21