"Сельские вести" - Общественно-политическая газета Пижанского района

Возрастное ограничение 16+

19 августа 2018

Увлечения

Зимние забавы

В деле ледяных горок Анатолий Ельмаков никогда не был специалистом. Но после появления внуков освоил это интересное дело. «Ледяным строительством» он занимается уже несколько лет.
В этом году решил построить ещё и ледяной домик. Ксюша и Игорь безумно рады такому подарку деда, а он доволен, что внуки часто бывают на свежем воздухе. Покататься на горку приходят и другие дети, а Анатолий Васильевич рад, что его творение всем понравилось.

Как лиса охотника отблагодарила

Алексей Лысенков, ведущий программы «Сам себе  режиссёр», и автор ролика    Антон Софронов.  Рыбаки и охотники очень любят рассказывать удивительные байки и, что греха таить, могут порой немного приукрасить свой рассказ для большей выразительности. И если бы я сама не видела ролик, который снял один из пижанских охотников, то, слушая его рассказ, точно решила бы: «Заливает. Так не бывает!» Но невероятное оказалось очевидным, да ещё и принесло создателю сюжета новые знакомства, успех, подарки и популярность.

Антон Софронов охотой занимается более десяти лет. За это время узнал много интересного и занимательного из жизни диких животных, но такое, признаётся, видел впервые. Недавно с товарищами он охотился на копытных, стоял «на номере» (вернее, сидел на рулоне соломы), ждал зверя. Вдруг из кустов вышла лиса. Охотник достал телефон и включил видеозапись (он часто снимает что-то интересное). Потом решил привлечь внимание рыжей красавицы и позвал её, как кошку: «Кис-кис». Далее его удивлению не было предела... Плутовка подошла к нему и наглым образом начала тащить зубами за ремень ружьё, прислонённое к рулону. Ни присутствие охотника, ни его слова о её наглости, обращённые к ней, не пугали рыжую бестию. Вскоре, поняв, что ружьё ей всё-таки не отдадут, она отправилась восвояси.Кадр из видеоролика А. СОФРОНОВА.
Посмотрев сюжет, мне сразу захотелось узнать у Антона, почему не выстрелил. «Да уж очень смелая лисичка, жалко стало», – ответил он.
Видеоролик посмотрели многие, и один из друзей предложил отправить его на передачу «Сам себе режиссёр». Отправили. А через шесть дней Антону позвонили и пригласили на съёмку. «Я не мог поверить! Долго сомневался, ехать или нет, а потом собрался», – рассказывает создатель сюжета. 
Съёмки проходили 4 декабря, в один день записывали сразу несколько передач. «Начинающий режиссёр» находился в студии более семи часов. В это время в качестве группы поддержки с ним была его знакомая, наша землячка Анастасия Терещенко (Дудина). Видеоролик Антона озвучили, вместе с ним на суд зрителей были представлены ещё два сюжета – тоже о животных. «Результаты голосования долго не объявляли, – рассказывает участник программы, – из-за технической паузы нас даже отправили на обед, а уж потом назвали имена победителей. Я испытал настоящий шок, когда услышал своё имя. Радости не было предела, казалось, что это всё происходит не со мной».
Антон рассказывает, что общаться с Алексеем Лысенковым было легко, он прекрасный ведущий и интересный собеседник. За бесстрашную лисичку нашему «режиссёру» подарили планшет и электронную книгу и, безусловно, массу приятных впечатлений и эмоций. Посмотреть программу с участием Антона Софронова можно будет в следующем году 15 марта в 7.30.

Будьте осторожны с дикими животными!

Самый популярный в эти дни среди пижанцев видеоролик посмотрел и главный государственный инспектор отдела ветеринарного надзора Управления ветеринарии С.А. Исправников и прокомментировал его:
– Такое поведение лисицы не характерно для дикого животного. Настораживает факт потери зверем инстинкта самосохранения, тому есть две причины: животное голодное и ему нечем питаться либо больное. Не нужно забывать, что наша область является неблагоприятной по бешенству, поэтому необходимо проявлять осторожность и бдительность, вступая в контакт с дикими животными.

Обновлено 16.12.2014 11:53

Союз друзей, поэтов лира

В читальном зале районной библиотеки им. А.Ф. Краснопёрова состоялась встреча поэтических клубов Пижанки и Котельнича.

Для создания настроения ведущие С. Бусыгина и Л. Жаворонкова предложили зажечь свечу и пригласили участников к чаепитию. Разговор продолжился в тёплой, непринуждённой обстановке. Такие встречи тем и дороги, что в разговоре и чтении стихов встречаются родственные души.

Когда человек пишет стихи? Во время встречи этот вопрос я задавала себе не раз, и в течение нескольких часов находила на него разные ответы. Большинство людей сказали бы, что стихи чаще пишут влюблённые. Неслучайно стихами о любви открыли встречу поэтов. Они были различными: одни звучали как ода любимой, другие – с нотками печали.

Д. Лаптева (п. Пижанка)
ВЕЧЕР ПЕРЕД РАЗЛУКОЙ
Что стоишь ты на пороге?
Проходи, побудь со мной,
Отдохни сейчас с дороги,
Мой хороший, мой родной.
Обними меня за плечи,
Поделись своим теплом,
Мне с тобою будет легче,
Все печали нипочём.
Успокой моё сердечко,
Пусть в тревоге не болит,
На столе потушим свечку,
Пусть напрасно не горит.
Для тебя я приготовлю
Твой любимый мятный чай.
Буду, милый, я не против
Поцелуя невзначай.
За окном уже стемнело,
Завтра поезд твой идёт.
Не растаял и под пледом
В твоём сердце толстый лёд...
Из камина пахнет хвоей,
В кресле сладко дремлет кот.
Коротали вечер двое,
Но один из них уйдёт...


Н. Жукова (г. Котельнич)
Я была на шестой,
А она на девятой
В процедурной большой,
На больничной кровати.
Через ширму шептал
Он ей: «Как ты, родная?»
Словно год не видал.
Вот любовь-то какая!
Всё за ручку водил
По курортным аллеям,
Рано утром ходил
За водой в галерею.
«Моё солнышко!» – звал
И без лишних вопросов
Нежно ей расплетал
Светло-русую косу.
Он мужик как мужик,
Их таких очень много –
Сибиряк-буровик;
А она длиннонога,
Белолица, стройна,
В брючках светленьких, тесных.
Но жена ли она,
Было всем интересно.
«Муж он ей или нет?» –
Задавались вопросом
И смотрели вослед
Кто с улыбкой, кто косо.
Кто друг другу они,
Пусть останется тайной...
Я к счастливой любви
Прикоснулась случайно.

Любимым посвящают не только стихи, но и песни. Своими произведениями поделился О. Царегородцев. Вместе с И. Бусыгиным они исполнили несколько песен и вызвали множество прекрасных эмоций у участников встречи.
Красивые стихи рождаются и в те минуты, когда человек испытывает чувство гордости и патриотизма. Т. Халтурина (п. Пижанка) написала стихотворение «Фото» 9 мая, вернувшись домой после торжественного митинга.
Мой взгляд упал на старое седое фото.
Там дед стоит в шинели под ремнём.
Вот рядом с ним в военной форме кто-то –
Никто и никогда не скажет нам о нём.
Седое фото с жёлтыми углами
Не скрыло дедовской природной красоты,
Прищурясь, смотрит он белёсыми глазами,
А на груди его Георгия Кресты.
За что и где ты получил их, деда?
Никто не перескажет подвиг твой...
Я фото увеличу, покажу соседу:
«Дед мой Гаврила настоящий был герой!»
О доблести российского солдата
Я непременно своим внукам расскажу,
Что был героем прадед их когда-то,
И ленту от Георгия к иконам положу.


На встрече звучало много стихов о Родине и о том, что неразрывно с ней связано и любимо. В. Банников (г. Котельнич) поделился одним из своих последних стихотворений, которое написал воодушевлённый главным спортивным праздником этого года.
ОЛИМПИАДА В СОЧИ
Мне в этот раз не стыдно за державу,
Кому угодно с гордостью скажу:
«Вернёт Россия попранную славу.
И я причастен к этому всему
Своим трудом, неистребимой верой,
Как тысячи других, таких, как я.
И пусть победа эта будет первой
В безудержном течении бытия.
Вот наши долгожданные успехи!
Приятно чувствовать величие страны.
Уходят в прошлое потерь досадных вехи,
Встают на пьедестал Отечества сыны!
Мы снова соберём и земли, и народы
От северных морей до южных синих гор,
И дружно зазвучит гарантией свободы
Многоязыкий нерушимый хор.
Нам в этот раз не стыдно за Державу...»


В лирике множество и философских тем, самая, пожалуй, популярная среди поэтов – поиск смысла жизни, оптимизм и надежда на лучшее. С интересом было воспринято стихотворение А. Валова (г. Котельнич):
ОПТИМИСТ И ПЕССИМИСТ
«Жить – не тужить!» – рассмотрим сей сюжет.
Исходный факт предложим для начала.
Мать сыну-нытику купила фунт конфет,
А сыну оптимисту – фунт мочала.
Лошадку стройную и сладкий тот кулёк
(Для пессимиста жизнь труднее всё же),
Пусть хоть на праздник будет рад сынок
И по хозяйству где-то мне поможет.
Другой же сын – оторва, озорник,
Весь день, как мяч, и прыгает, и скачет,
В ушибах сам, и в двойках весь дневник,
Ругают – щерится, ну а побьют – не плачет.
Решила мать плутишку проучить
(Когда спросили – скромно промолчала)
И с конским экскрементом положить
В подарок сыну веничек мочала.
Под Новый год сынишка-пессимист:
«Ну вот, лошадка... Ты же обещала...»,
А озорник – не просто оптимист:
«Ну, а моя живая! Живая! Убежала!»
Мораль стара как мир – не мне судить,
Но в каждом шаге есть свои моменты.
Во благо всем, но чтоб не навредить
И не ступить в чужие экскременты.
К любому отпрыску имейте свой подход,
И если вы неопытный психолог,
То всё получится как раз наоборот,
И той науки будет век недолог.


Когда же люди пишут стихи? С уверенностью можно сказать, что стихи люди пишут только тогда, когда они испытывают какие-то чувства. Будь то любовь, ненависть, разочарование, обида, радость, горе, гордость... Любое чувство, которое зарождается в человеке, способно вылиться в стихотворение. У кого-то это получается почти профессионально, а у других неумело и коряво, но зато с душой... Встреча поэтов на пижанской земле прошла тепло и душевно, возможно, для кого-то она станет источником вдохновения для создания нового произведения.

С любовью к малой родине

В.В. Унженин.В Областном Доме народного творчества прошла персональная выставка живописи «Земли моей песни» В.В. Унженина, посвящённая его 70-летнему юбилею.

Владимир Васильевич – личность многогранная, он не только художник, но и учитель, общественный деятель, трудолюбивый, скромный, беззаветно любящий свою малую родину человек.
Владимир Васильевич родился 20 августа 1944 года в деревне Тараканово Пижанского района, был третьим ребёнком в семье потомственных крестьян Василия Ильича и Устиньи Кирилловны. Отец, имея начальное образование, работал учителем в деревне Питибаево. Во время войны был призван в трудовую армию и направлен в Сталинградскую область. В 1943 году был контужен, вскоре его демобилизовали. Родители учили детей трудиться, жить честно.
В 1951 году Владимир пошёл в первый класс Мари-Ошаевской семилетней школы. В 1958 году поступил в 8 класс Пижанской средней школы. Жизнь в деревне была тяжёлой, работали в колхозе без выходных за трудодни. В то голодное время ему пришлось податься на заработки, стать гонщиком скота. Гнать стадо в двести голов приходилось от Пижанки до Кирова (180 км) по старому Советскому тракту в течение сорока дней под открытым небом и в дождь, и в зной.
В 1961 году Унженин начинает трудиться в колхозе «Память Куйбышева» в качестве рядового плугаря. Через год, после прохождения курсов учителей начальных классов, работает учителем Кичмашевской начальной школы и поступает на заочное отделение физико-математического факультета Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. После его окончания Владимира Васильевича направили работать директором Южинской восьмилетней школы Медведевского района Республики Марий Эл. Отслужив два года в Советской армии, Унженин возвращается в Южинскую школу и продолжает работать директором. В 1974 году переезжает в Мари-Ошаево. С 1975 по 2014 год Владимир Васильевич – директор Мари-Ошаевской школы. В 1982 году под его руководством было выстроено современное здание учебного заведения.
Мариец по национальности, Владимир Васильевич стал инициатором преподавания родного языка в Мари-Ошаевской школе, которая стала своеобразным центром по изучению марийского языка, истории и культуры народа мари. Созданный этнографический уголок помогает глубже понять и уважать национальные традиции.
С 1987 по 1992 год Унженин укрепляет связь с различными учреждениями Республики Марий Эл: Институтом образования, Министерством образования и воспитания, Министерством культуры, демократическим общественным движением «Марий Ушем», Марийским государственным педагогическим институтом им. Н.К. Крупской и МарГУ. С 1993 по 1994 год Владимир Васильевич – директор Областного центра марийской культуры Кировской области. Работая в качестве его директора, он сумел организовать обучение учащихся марийскому языку в шести районах области: Пижанском, Яранском, Уржумском, Малмыжском, Кикнурском и Лебяжском. Как общественный деятель выступал в качестве делегата учредительной конференции «У вий» (1990 г.), I-IХ съездов «Марий Ушем» и Всемарийского совета в г. Йошкар-Оле, I, IV, V Всероссийских съездов финно-угорских народов в г. Ижевске (1992 г.) и в г. Саранске (2009, 2013 гг.), I и V Всемирных конгрессов финно-угорских народов в г. Сыктывкаре (1992 г.) и в г. Ханты-Мансийске (2008 г.). В 2009 году был избран членом Совета общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», стал председателем правления Кировского регионального отделения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» и заместителем председателя Совета марийцев Киров- ской области.
Несмотря на активную педагогическую и общественную деятельность, административную работу, Владимир Васильевич всегда находил время для творчества. Ещё в 1960-е годы он начал заниматься фотографией, а в 1978 году окончил Всесоюзный заочный университет искусств в г. Москве (отделение «Художественная фотография»).
В 1970-80 гг. Владимир Васильевич много путешествовал: круиз по Средиземному морю, пешие походы в горы Крыма, поездки в Китай, Болгарию, Турцию, Грецию, Италию, Испанию, Францию. Он всегда посещал музеи и картинные галереи, знакомился с огромным количеством шедевров мирового искусства. Тем острее он стал чувствовать красоту своей малой родины.
В зрелые годы Владимир Васильевич самостоятельно пробует себя в живописи. Детские, отроческие впечатления живут в его памяти до сих пор. Делать наброски, графические зарисовки будущий художник начал ещё в школе. Сельская жизнь, марийские праздники легли в основу его художественных произведений. Он пишет пейзажи, портреты, натюрморты, создаёт жанровые композиции, которые рассказывают о жизни народов мари. Художник использует звучные цветовые сочетания, насыщенные тона. Колористический строй живописных произведений больше тяготеет к декоративному решению. Мотивы пейзажных произведений: зелёные луга, лесные опушки, синие озёра, бескрайние поля, просёлочные дороги, извилистые речки, затерявшиеся среди дремучих лесов пижанские деревеньки.
В картине «Лунная ночь зимой» показана мощь и сила природы. Холодная зимняя ночь, погрузившаяся в тихий сон, снег, освещаемый луной, серебристый иней на деревьевях захватывают воображение. Ощущаешь тишину надвигающейся морозной ночи, когда жизнь на время как бы замирает, останавливается, ощущаешь крепость мороза и тяжесть свинцово-белых облаков так, что озноб пробегает по спине.
В картинах «Вдали Шандарка», «Зима в деревне Тараканово», «Вдали Мари-Ошаево» показана малая родина в зимнем украшении: огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. Деревянные домики, деревья, поля, покрытые пушистым снегом. Яркое солнце, бодрящий чистый воздух, переливы голубовато-фиолетового неба создают особенно радостные, волнующие чувства единения с природой.
В поисках вдохновения Владимир Васильевич обращается к легендам и преданиям марийского народа. В картине «Чумбулат» мы видим могучего богатыря. Простой трудолюбивый крестьянин, он, как все, в мирное время пахал землю, растил хлеб. А если нужно было защищать свою землю от врагов, был впереди всех, на белом коне, с острым мечом в руке.
В творчестве художника немало сюжетных композиций, которые рассказывают о жизни, труде, быте, праздниках и обрядах народа мари. В картине «Белые лебеди на сенокосе» показан труд сельчан. Колхозники готовились к сенокосу, как к празднику: выходили на работу в белом одеянии. В дань уважения к марийскому народу, их национальному костюму их прозвали «белыми лебедями». Белый цвет – особенность марийского костюма. Ему автор уделяет особое внимание в работах «Девушка в марийском платье», «Пряха». Очень красочна марийская свадебная одежда на картине «Свадьба в деревне Тараканово».
Юбилейная персональная выставка художника, Заслуженного работника культуры Республики Марий Эл Владимира Васильевича Унженина, как и предыдущие вернисажи, посвящена малой родине. Своим творчеством он учит любить, беречь и ценить родную землю, узнавать заповедные места, а узнав, запоминать навсегда.

В.В. Унженин участвует в художественных выставках с мая 1985 года. Первая была посвящена 40-летию Победы над фашистской Германией и прошла в школе д. Мари-Ошаево. Его работы выставлялись в Советске, Верхошижемье, Лебяжье, Вятских Полянах, Кирове, Чебоксарах, Ульяновске, Иванове, Йошкар-Оле, Москве. Нынешняя выставка – 55-я по счёту. На ней было представлено 36 работ.

Обновлено 21.11.2014 10:35

СТИХИ

Моя милая малая родина

Моя милая малая родина,
Я тебя беззаветно люблю!
Хоть и было дорог много пройдено,
В сердце память о доме храню.
Домик детства стоит, скособенился,
Доживает свой старческий век,
Он от времени как-то накренился,
И мерцает в нём слабенький свет.
А давно ли на нашей-то улице
Было много девчат и ребят.
Те вот в садике тихо целуются,
Те о жизни своей говорят.
Разлетелись из дома, разъехались,
В жизни выбрав удачливый путь.
А ты, родина малая, светлая,
И без них проживёшь как-нибудь.
Как всё вспомню, аж сердце сжимается.
Аромат от пьянящих лугов...
И как утром заря занимается,
И кричат петухи у домов...
Вдруг хозяйки забрякают вёдрами,
Отправляясь на дойку коров,
И, руками погладя их добрыми,
Говорят много ласковых слов.
Тихим шагом и тропкою тесною
Я до дома родного иду,
Открываю калитку заветную,
Подхожу к двери тихо и жду.
Мама вышла, уже постаревшая,
И, заплакав, прижалась ко мне,
Всё такая же, но поседевшая,
Она часто мне снилась во сне.
Сквозь года, через все испытания
Я вернулась в родительский дом.
Прочь тревоги, печали, страдания!
Мы теперь лучше всех заживём!
Как хочу я до слёз и до нежности
Надышаться красой здешних мест.
Несмотря на года, ты всё прежняя,
И дороже мне родины нет!
О. ПАЛИНКАШ.

Сила малой родины

Пораскидало нас ветрами времени
По разным сёлам, странам, городам,
И лица забываются со временем...
Свои стихи я посвящаю землякам.
В селе родном друг друга поприветствуя, 
Мы расходились сразу по делам.
С одними дружбу заводили крепкую,
Кого-то сплетнями мели, как ураган.
И завистью, и лестью не обижены,
Порой не замечая душ чужих,
Ругались вдрызг, на всё и всех обижены,
Врагами становились и дрались.
Но вот в чужой стране иль дальнем городе
Сошлись два человека, два врага,
Но что-то нет на лицах прежней злобности, 
И катится из глаз уже слеза.
Картина дальше вышла удивительной.
Расплакались и тут же обнялись...
Вот эта сила чувства малой родины!
Энергия, питающая жизнь!

Г. ЦАРЕГОРОДЦЕВА.

Моя деревня

На горе деревня,
Под горою речка,
Всё здесь, как и прежде,
Мне знакомо с детства.
Старые домишки
Тихо в ряд стоят.
Воробьишки серые
Под стрехой шалят.
Под окном берёзки,
Тополя шумят,
И кусты жасмина
Весело глядят.
А уж как весною
Соловей зальётся,
Сердце вновь любовью
К дому отзовётся...
Знаю: есть на свете
И неближний свет,
Но на всей планете
Места лучше нет!
Н. КОНОВАЛОВА.


«Валерий, да ты прирождённый артист!»

В. Шабриков .Несколько лет назад Валерий Васильевич Шабриков, житель с. Воя, даже и представить не мог, что у него может быть такая интересная работа. Каждый вызов на проект он ждёт с большим нетерпением, получая его, с интересом читает, какой фильм готовится к съёмкам, где они будут проходить и кто занят в главных ролях.

Валерий – водитель. Он на большой 11-метровой машине «MAN» вместе с бригадой осветителей перевозит кинооборудование и генератор на 100 кВт, в любой точке обеспечивающий электричеством съёмочную группу.
За четыре года он объездил всю страну: побывал в городах «Золотого кольца России», где снимался фильм «Клавдия», в Серпухове, Угличе, Туле, Челябинске, Одессе, Калуге, Таганроге, Ростове-на- Дону и др. В этом году работал в Абхазии, для съёмки фильма «Сын моего отца» нужны были горы (сюжет разворачивался в Албании), поэтому окрестности соответствовали необходимым декорациям.
«Поездка была рискованной, – рассказывает Валерий Васильевич, – к высокогорному озеру Рица подъём опасный. Длина машины не позволяла «вписываться» в повороты, узкая дорога, а за обочиной – крутой обрыв». Он вспоминает, что в один напряжённый момент его помощнику на колени с полки упала аптечка, это напугало пассажиров, но в то же время развеселило. «Пора пить успокоительное», – пошутили они.
За четыре года своей работы Валерий создал личный фотоархив. Известные артисты и режиссёры охотно фотографируются с ним, некоторые снимки он предоставил для наших читателей. «В жизни артисты простые и обычные, легко общаются на разные темы, – рассказывает он. – Интересно беседовать с Виктором Сухоруковым – свой человек, реальный».В. Шабриков с актрисой Нонной Гришаевой.
Совсем недавно личный архив Валерия пополнился и видеосъёмками – в свободное время он начал сниматься в кино.
Первый раз снялся в массовке в фильме «Катина любовь», потом была эпизодическая роль задержанного в сериале «Королева бандитов». В «Клавдии» Валерий сыграл уголовного авторитета. Он с улыбкой вспоминает, как рассматривали его прохожие, а после нанесения на его руки и тело татуировок в гостинице долго проверяли паспорт, прежде чем пропустить. С наколками, обозначающими «яркое» прошлое бандита, он ходил три дня, и каждый из них приносил ему новые интересные ситуации. Это были небольшие сцены без слов. 
А в военной драме «Переводчик» режиссёра Андрея Прошкина Валерий сыграл управляющего. Он появляется в кадре в первые минуты фильма: забегая в класс, срывает портрет Сталина. Сюжет фильма разворачивается во времена фашистской оккупации. Говорящий по-немецки Стариков вынужден помогать нацистам в их борьбе с партизанами. Заботясь о семье, он предаёт тех, кто живёт рядом с ним. Осознание своей вины и бессилия делают существование бедного учителя невыносимым. Когда терпению приходит конец, простой учитель становится героем. Режиссёр пригласил для съёмок немецких артистов, чтобы более точно показать картину военных лет. Некоторые из них очень плохо говорили по-русски, но Валерий находил способы пообщаться и с ними. В фильме есть ещё один сюжет с управляющим, где он ругается с директором школы из-за дров. Оба сюжета с участием нашего земляка были сняты с первого дубля. «Валерий, да ты прирождённый артист!» – хвалили коллеги.
Рабочий день группы длится 12 часов, за это время снимается 6-7 минут фильма, на создание четырёхсерийного сериала нужно полтора месяца. После завершения проекта на две-три недели Валерий приезжает домой и ждёт следующего вызова, а может быть, и новую роль.
В конце нашего разговора я поинтересовалась, где он работал раньше: «Да всё водителем, в кооперации, в дорожном участке и других организациях. А эту работу нашёл по Интернету».
Мужчина с большим интересом рассказывал о своих трудовых буднях. Я давно не видела, чтобы у человека так горели глаза, когда он говорил о своей работе. Да и на пенсии, думаю, ему скучать не придётся, ведь нужно когда-то посмотреть фильмы, которые помогал снимать и в которых сам принимал участие, потому как сейчас на это у него времени нет.

Обновлено 16.10.2014 11:19

«Трамплин» – это байдарки, палатки и изучение иностранного языка

В июле мы с друзьями отдыхали в палаточном международном молодёжном лагере «Трамплин», что находится на территории Чимбулатского ботанико-геологического комплекса на живописном берегу реки Немды.
В этом году все мероприятия делились по направлениям: туристское (пешие походы, скалолазание, водные сплавы на катамаранах, верёвочный городок), спортивное (футбол, волейбол и др.), творческое (подготовка социального спектакля), лингвострановедческое (преподавание волонтёрами из других стран иностранного языка, помощь в преодолении языкового барьера, рассказы о разных странах, традициях и обычаях).
Мы выбрали туристское направление. Под руководством опытных инструкторов и вожатых мы учились скалолазанию, сплавлялись на катамаранах, были на экскурсии, познакомились с местными достопримечательностями. Впервые каждый участник лагеря мог переправиться на другой берег Немды по верёвке. С обычаями и традициями других стран мы смогли познакомиться благодаря волонтёрам из Германии, Нидерландов, Китая и Ирака. Они же провели для нас несколько уроков иностранного языка.
Свободного времени почти не оставалось, каждую минуту вожатые придумывали для нас что-то интересное и занимательное. Мы играли в познавательные, общелагерные игры, проводили увлекательные мастер-классы, спортивные соревнования, готовились к вечерним конкурсам, праздникам, проводили дискотеки. Каждый день заканчивался отрядным огоньком, на котором дружно обсуждали прошедшие мероприятия, рассказывали о том, что узнали нового, чему научились. Это было потрясающее время, которое мы прожили на природе, вдали от суеты. Десять дней пролетели быстро, нам не хотелось расставаться с друзьями и вожатыми. Прощаясь, не каждый из нас смог скрыть слёзы.
«Солнце, река, свежий воздух и настоящие друзья – вот что нужно, чтобы восстановить силы для дальнейшей учёбы!» – теперь так считают все ребята, побывавшие в лагере «Трамплин».

Ленивые грядки

Прочитал в каком-то журнале про морковь под рубероидом и про картошку под сеном.

Сам я большой любитель экспериментов. Ещё зимой купил рулон рубероида, отрезал от него 2 м и маркером расчертил следующим способом: об обоих краёв первые линии провёл, отступив 15 см, а расстояние между ними измерил и рассчитал междурядья (нужно, чтобы они были не менее 10 см), у меня получились 11, расстояние между рядами я сделал через 10 см. Затем пробойником в пересечениях линий пробил отверстия диаметром 20 мм. (Пробойник сделал из водопроводной трубы. Один конец должен быть достаточно острым, чтобы он легче просекал рубероид, а не рвал и не мял его). Получилась рубероидная сеточка. Хранить её надо в стоячем положении.
Когда пришло время пахать, копать и сажать обош (а именно так называли овощи наши родители), я вспахал участок мотоблоком, разделал грядочку под морковочку согласно размерам рубероида. Принёс эту сеточку, бока прикопал землёй из борозд.
А дальше вот что: нужно сделать круглую палку, такую, чтобы она свободно проходила в отверстия на рубероиде. Палочкой в каждой дырке сделать углубление (12-15 см). Чтобы земля не обваливалась, палочку, заглубляя, вращать влево-вправо. Ямки готовы. Теперь их нужно заполнить качественным просеянным чернозёмом, довольно прилично утрамбовывая той же палочкой, оставляя до рубероида 1-1,5 см ( глубина заделки семян). Дальше нужно в каждое углубление из лейки без рассеивателя лить воду до тех пор, пока чернозёмная пробка будет впитывать воду. Лучше делать полив в два приёма. В каждую ямку положить по одной грануле семян и засыпать чернозёмом, а чтобы ветер не выдул, полить из лейки с рассеивателем, смачивая и рубероид.
Всё! Сорнякам расти негде. Поливать тоже не надо: «полив» обеспечен за счёт конденсата – солнце нагревает рубероид, а снизу от земли веет холодком – на рубероиде образуются капельки воды.
Ждите время уборки. Оно подошло – берите мощный секатор и срезайте ботву, не причиняя вреда морковочке. Уберите рубероид и... вот вам урожай: каждая морковка в диаметре 50-65 мм, а длина некоторых экземпляров достигла 46 см!
А теперь о «ленивой» картошке. На краю участка осталось свободное место. Принёс маркер (междурядья 70 см) и прочертил три рядка для посадки «ленивой» картошки. Когда её посадил, огляделся, оказалось, что трава и вокруг моего участка, и перед домом уже выросла, ради благоустройства её нужно скосить. Поставил на мотокосу головку с леской и скосил всё, что было можно. Не дожидаясь, когда трава высохнет, корзиной сносил её и ровным слоем в 12-15 см за- крыл картошку. Закрыл и забыл до самой уборки. А забыл потому, что на ней не было ни одного сорняка. Вы спросите: «Надо же было окучивать!» Ни в коем случае! Закрыли и не подходите к этому месту, всё потому, что там работают земляные черви.
Пришла пора копать картофель. Нервы на пределе, в висках аж стучит. Выкапываю первое гнездо – ух, ты! Во втором ряду – ах, ты! А когда стал копать в третьем ряду, в висках уж не стучало. Эксперимент удался! Только вот если на морковной грядке минусов не было, то на картофельной один есть – нет картошки для посадки, каждая весом от 500 до 700 граммов!
И ещё, когда мы садим картошку в гребни, при хорошем урожае клубни «вылезают» из земли и зеленеют. А при посадке под сено картошка растёт в глубину, потому что черви для неё сделали очень хорошую рыхлую почву.
В общем, получились у меня не ленивые грядки, а современные наногрядки. Пробуйте и всё у вас получится!

Обновлено 22.09.2014 14:43

Чтобы усадьбою гордиться, надо много потрудиться

Перекрёсток улиц Колхозной и Молодёжной в Сретенском – окраина села, но такая, которой может позавидовать центр любого населённого пункта. Живут здесь пять Валентин: В.Н. Царегородцева, В.И. Домрачева, В.Е. Овчинникова. В.Л. Шестакова, В.В. Домрачева – и у каждой в палисаднике цветник.
Я заглянула в гости к Валентине Васильевне Домрачевой – у неё цветы не только под окном, а вся усадьба – цветущий сад. Есть здесь модные астильбы и хосты, популярные петунии и сальвии, экстравагантные цинерария и лобулярия, миниатюрные маргаритки и лобелия, старожилы наших цветников флоксы и львиный зев и, конечно же, бархатцы. Над этим цветущим великолепием гордо возвышаются розы. Их 26 кустов! Каждый уголок усадьбы не просто засажен цветами (хотя и это уже огромный труд), а оформлен с использованием садовых фигурок, кашпо, вазонов. Ручей из ультрамариновой лобелии «впадает» в озерцо, на котором мирно уживаются гусь, утка, лебедь, черепаха и крокодил. У парадного входа приземлилась птичья стайка: лебеди, аист и два гуся-рыбака. За гаражом, рядом с беседкой, увитой хмелем и душистым горошком, «растут» грибы и «живёт» ёжик.
Многие фигуры появились на усадьбе этим летом: всю зиму хозяйка делала украшения для сада из папье-маше и рисовала различные панно, которыми украшен не только дом, но и гараж, банька и беседка. Герои русских народных сказок, искусно нарисованные Валентиной Васильевной на листах фанеры и вырезанные мужем (а Николай Анатольевич поддерживает и помогает!), делают усадьбу озорной, красочной и даже сказочной. Вписываются в эту картину и наличники с наблюдающим с высоты за всем происходящим котом, выпиленные хозяином и раскрашенные хозяйкой.
Превратить свою усадьбу в цветущую сказку Валентине Васильевне помогает талант художника, любовь к цветам, помощь мужа и, конечно, огромный труд с ранней весны и до поздней осени. Я её застала за сбором семян – начала подготовку уже к следующей весне. Чем займётся зимой? В планах обустройство детской площадки для внука, идеи уже есть. А то, что они воплотятся в жизнь, я не сомневаюсь.

Обновлено 22.09.2014 14:40

Петушиная история

Далеко теперь уже трудные 80-е годы. Пустые полки магазинов. Продовольственный кризис в великой аграрной стране. Село не сильно этот кризис ощущало, так как у всех было подсобное хозяйство. Кроме крупного рогатого скота в каждом дворе водилась птица. Вот и я купила цыплят-бройлеров. Старались взять малышей пораньше, чтобы к сенокосу можно было рубить. До тепла держали дома, на печи. Цыплятки подросли, окрепли, меж собой уж потасовки устраивали. Пора бы им на улицу, а тепла всё нет и нет. Весна выдалась затяжная.
Мужа торопила со строительством цыплятника, а он всё откладывал, отговариваясь отсутствием тепла. Наконец-то выдался выходной день, с самого утра установилась ясная погода. Наш народ отмечал великий праздник Победы. Звучала громкая музыка, люди, в том числе и я, собрались на митинг у памятника воину-освободителю в центре села. После митинга силами школьников и педагогов совместно с работниками ДК был поставлен концерт, а потом ещё чествовали ветеранов. Время перевалило далеко за полдень, день разыгрался, стало жарко. Я рвалась сердцем домой, но служба… В конце концов вернулась с твёрдым намерением вынести цыплят на улицу, хотя бы под лубню. Странная тишина меня насторожила: нет надоедливого писка, возни, в коробке бегает одинокий представитель птичьего двора. Я забеспокоилась, пошла на улицу искать мужа – во дворе слышался стук топора. Обрадовалась, значит, делает клетку для цыплят. Но куда они-то делись, их нигде не видно и не слышно? Спрашиваю: «Толя, а где цыплята?» Он так небрежно махнул рукой в сторону заросших некогда лугов: 
– Да там.
– Где там?
– Под горой.
– Как под горой, они же все разбежались!
– Да никуда они не разбежались. Я им приказал лежать тихо, не шевелиться. (А сам спокойно, невозмутимо продолжает сколачивать рамы для парников).
Теперь уж я в полном недоумении озираюсь кругом, прислушиваюсь – никаких характерных для цыплят звуков. Тут явно что-то неладно. Тогда приступила к мужу вплотную с допросом:
– Где цыплята, говори, что с ними сделал?
– Да ничего я не делал. Только вынес их на солнышко, а они возьми да сдохни. Хотел как лучше. Больше и выносить не буду, как знаешь.
– Как сдохли, ты смеёшься?
– Какой смех? Видишь, какой я невесёлый. (Сам насвистывает песню «Шёл я лесом, шёл я лесом…»). Не напоминай про них, мне и так тяжело.
Я спустилась под гору, и что вы думаете: действительно, все мои цыплятки лежат на куче перегноя. Сердце заколотилось от переполнявших меня эмоций:
– Паразит, ты чего натворил? Они ведь уже большие, почти оперелись. Прибить тебя мало!
– Понимаю, понимаю. Я сам чуть не задавился от горя. Да опять думаю: цыплята пропали, да я задавлюсь – что жена-то у меня делать будет? Ведь я тебя пожалел опять же.
При этом у мужа такое выражение лица, что, не зная его, подумаешь, что он серьёзно. Но я-то его уже знала. Что тут будешь делать? Собрала моих цыпляток, закопала их и тогда уже только смогла узнать правду.
Дело было так. Муж пришёл с работы часов в десять. Цыплята пищат, на улице жара, решил их проветрить. Посадил в посылочный ящик советских времён двадцать уже большеньких птенчиков, для тепла прикрыл ещё сверху полотном, поставил ящик на самый солнцепёк. И так-то им места для всех в один ряд не хватало, да ещё прикрыл. Пришёл через полчаса покормить цыплят, а кормить-то некого, они заживо там сварились, один выжил, бегает по ним. Вот этого счастливца я и увидела. Куда его, одного? Отдали сестре мужа, так как у неё все цыплята были в сохранности. Заодно уж.
Потужила-потужила, через неделю взяла 30 простых петушков. Муж сколотил клетку-аквариум из оконных рам. Пошла на работу, всех их выпустила в полной уверенности, что они-то в безопасности. Наказала мужу днём их кормить. Иду вечером с работы и, не заходя домой, сразу в цыплятник. Что за наваждение: опять бегает только один цыплёнок в клетке. Я туда, я сюда. Нигде нет. На одной из рам увидела капли крови. Под самой крышей из этой рамы была вытащена часть стекла, типа форточки. Верить не хотелось, поэтому побежала к мужу на работу удостовериться в своих подозрениях.
– Толя, где цыплята?
– В клетке оставил.
– В какой клетке? В стеклянной их нет. Ты, что, другую где сколотил?
– Как нет? Пошёл на работу, накормил их, все были на месте.
– Ну, нет там цыплят! Только один бегает, пищит.
Не поверил, пошли вместе домой – удостоверился.
– Куда они могли деться, не вороны же их вытаскали за полчаса? Тем более, что форточку-то не сразу увидишь. Как эти воры выглядели петухов? Я полагаю, что петухи виноваты сами, слишком громко, наверное, пищали, а то и дрались. Вот и поплатились за свою легкомысленность. Больше не будут орать.
Естественно, у меня только эмоции, слов нет.
– Ты, жена, не переживай. Мы этого петуха унесём к Гальке (сестре), а осенью заберём.
Забирать, не забирать – вопрос в другом. А куда нам с одним цыплёнком? Вечером понесли мы этого горемычного петушка к Галине на соседнюю улицу. Конечно, Галя его взяла – куда деваться. Мы пошли обратно домой, муж на прощание и говорит сестре:
– Ты, Галь, не думай, что мы тебе его насовсем отдали. Осенью заберём обратно. Чего тебе с ним зиму мучиться.
Галина рассмеялась, согласилась и предложила ещё раз свои услуги в случае надобности.
В сентябре зашли к Галине. У неё во дворе сидят и лежат такие важные, неповоротливые, жирные бройлеры, а среди них бегает маленький, плюгавенький, дохленький наш петушок. Прыгает по спинам бройлеров, перескакивает через них, делает всевозможные сальто и без конца пищит. Понятно, что это и есть наш супчик. Но муж мой обошёл весь двор, выбрал самого крупного бройлера, который даже ходить уже не мог, и воскликнул:
– Галь, вот мой петух. Вот что значит порода! Вот это петух так петух! Есть на что поглядеть, что поесть. А ты каких-то заморышей держишь. Хоть бы тогда меня спросила, мол, Толик, как да что. Я бы тебе всё и рассказал. Ты ведь меня знаешь, я зря ничего не делаю. А теперь оставайся с ним, а я пошёл домой, пельменей настряпаем завтра, приходи.
Сам при этом уже поймал жирного откормыша килограммов на пять, положил в корзину и пошёл со двора. Галя вслед только и могла сказать, хорошо зная своего брата:
– Толя, ты своего-то петуха забыл.
– Какого ещё «своего»? Вот этого кузнечика? Ты свой изъян на меня не сваливай, недоркомила сама, а мне подсовываешь. Я, что, своего петуха не знаю? Какого я тебе отдал, такого и забираю. Да он и глядит-то на меня ласково, узнал хозяина. Пошёл я, некогда мне.

Удача в 10 кг весом!

С.Г. Лоптев.Только тот, для кого рыбалка не просто хобби, а часть жизни, поймёт чувства коллеги, поймавшего не рыбку, а рыбищу!
Сергей Геннадьевич Лоптев 30 августа на Пижме поймал щуку весом в 10 кг 540 г. Рыбалкой «болеет» с детства, посвящает ей часть своей жизни, но вот такой улов – впервые! Хищница польстилась на воблер PONTOON 21, а дальше было дело в технике рыбака и в прочности спиннинга.
Рыбаки со стажем знают, что рыбная ловля – это целая наука, которую не постичь за несколько часов. Может, кто-то и поспорит, что запоминающиеся трофеи добывает не удача, а опыт и тщательная подготовка, но Сергей Геннадьевич считает, что верить в удачу на рыбалке надо. И в этот раз она улыбнулась рыбаку, а не зубастой хищнице, чья голова пойдёт на чучело, а сама она – на котлеты.

Обновлено 05.09.2014 11:32